. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Апостол не тотчас указал им путь, но наперед сравнивал его с тем даром, который они почитали большим, то есть с даром языков, и показывает, что этот путь несравненно превосходнее сего дара и даже всех прочих даров, а потом уже доказывает его вожделенность. Под «языками человеческими» разумеет языки всех народов вселенной. Не довольствуясь этим, он прибавляет и другое преимущество: языками, говорит, «ангельскими» . Сказал так не потому, будто ангелы имеют языки, но чтобы указать нечто лучшее и превосходнейшее языков человеческих. Ибо под языком ангельским разумеется мысленная сила их передавать друг другу божественные помыслы. А назвал ее так по подобию нашего орудия слова, равно как и выражением «преклонилось всякое колено небесных» () обозначил усерднейшее их подчинение; ибо они не имеют костей. "То я , – говорит, – медь звенящая» , то есть издаю голос, но напрасно говорю, и тревожу других, но пользы никому не приношу, потому что любви не имею.

. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание.

Не простое пророчество, но самое высшее, и знающее все тайны. Примечай же: о языках сказал, что от них нет никакой пользы, а о пророчестве, что оно знает все тайны и всякое разумение.

И всю веру.

Дабы, перечисляя дары поодиночке, не показаться тягостным, перешел к роднику и источнику всех их – к "вере" , и притом – "всей" .

. Так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

Поскольку переставление гор казалось многим великим делом, то и упомянул об этом, а не потому, будто вся вера только это и может совершать. Ибо Господь усвояет переставление гор малой доле веры, когда говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно» (). Смотри же, как он пророчеством и верой обнял все дары. Ибо чудеса заключаются или в словах, или в делах. Не сказал: если «не имею любви» , то я мал и беден, но: "я – ничто" .

. И если я раздам все имение мое.

Не сказал: если отдам часть имения моего, но: "все" , и не сказал: если отдам (δω ), но: "раздам" (ψωμίσω ), так что к утрате присоединится еще услужливость, притом самая заботливая.

. И отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Не сказал: если я умру, но представляет жесточайшее всего, то есть сгореть живому, и говорит, что и это без любви бесполезно. Скажет иной: как можно раздать имение без любви? Такому можно ответить двояко. Или: апостол предположил невозможное возможным подобно тому, как в словах: «если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали» (); ибо ни сам он, ни ангел не думали благовествовать иное. Так он выражается и во многих других местах (). Или: можно давать и без любви, именно, когда бывает это не из сострадания к нуждающимся, но из человекоугодия. С любовью же бывает это тогда, когда кто творит это по сочувствию и горячей любви.

. Любовь долготерпит, милосердствует.

Отселе начинает перечислять признаки любви, и первым между ними полагает долготерпение – корень всякого любомудрия. Ибо долготерпелив тот, кто имеет долгую и великую душу. Но поскольку некоторые употребляют долготерпение не на любомудрие, а часто, смеясь над своими оскорбителями и притворно сдерживаясь, будто люди долготерпеливые доводят их еще до большего раздражения в гневе: то говорит, что любовь «милосердствует» , то есть проявляет нрав кроткий и незлобный, а не как помянутые люди, притворные и злонравные. Сказал это на счет тех между коринфянами, которые любили спорить и тайно враждовать между собой.

. Любовь не завидует (ου ζήλοι ).

Иной может быть и долготерпеливым, но завистливым. Но любовь избегала и этого. Сказал это на счет завистливых между коринфянами.

. Любовь не превозносится.

То есть любовь не поступает безрассудно, но делает имеющего ее благоразумным и твердым. Превозносится же человек мечтательный, легкомысленный, глупый. Это сказано насчет легкомысленных и поверхностных.

Не гордится.

Можно иметь все вышесказанные добродетели, но гордиться ими. А любовь не имеет этого, но и при помянутых добродетелях смиренномудра. Это против надменных.

. Не бесчинствует (ουκ άσχημο νεΐ ).

То есть любовь не только не гордится, но если будет испытывать и крайние бедствия за любимого, то не сочтет этого постыдным и бесславным для себя, подобно тому, как и Христос из любви к нам не только претерпел бесчестное распятие, но и вменил оное в славу Себе. Можешь понимать и так: не бесчинствует, то есть не обижает; ибо ничего нет постыднее обидчика. Это против не снисходящих другим.

. Не ищет своего, не раздражается.

Объясняет, каким образом любовь не испытывает бесчестия: потому, говорит, что она ищет не своей, но пользы ближнего, и то почитает бесчестием, когда не освободит своего ближнего от бесчестия. Это против тех, которые презирали прочих. и «не раздражается» , потому что не бесчинствует. Ибо человек гневливый не соблюдает благоприличия. не бесчинствует, потому что и не раздражается, то есть не спешит на гнев. Это против оскорбляющихся обидами других.

Не мыслит зла.

Любовь, говорит, претерпевая всякое зло, не раздражается на гнев, и не только не делает зла в отмщение, но и не думает об этом. Смотри же везде, не говорит: любовь завидует, но останавливается, раздражается, но преодолевает: но, говорит, она никакому злу решительно не попускает показаться даже и в начале его, – как и здесь: «не мыслит зла» . И это сказано коринфянам, чтобы они не платили за обиду обидой.

. Не радуется неправде.

То есть не веселится, когда кто-нибудь терпит несправедливость, испытывает насилие и оскорбление.

. А сорадуется истине.

Но, говорит, что гораздо важнее, сорадуется тем, которые в добром мнении, и вменяет себе в славу, когда истина преуспевает. Это против завистливых.

Все покрывает.

И обиды, и побои, и смерть. Такое свойство подает ей присущее ей долготерпение. Это против умышляющих зло.

Всему верит.

Что ни скажет любимый ею; ибо и сама она не говорит ничего притворно, и не думает, чтобы другой говорил так.

. Всего надеется, все переносит.

Любовь, говорит, не отчаивается в любимом, но надеется, что он всегда восходит к лучшему. Это сказал к отчаивающимся. Если сверх чаяния и случится, что любимый будет пребывать во зле, она переносит его недостатки мужественно. Ибо она, говорит, «все переносит» . Это к тем, которые легко впадают во вражду.

. Любовь никогда не перестает.

То есть никогда не уклоняется от цели, но все приводит в исполнение; или, что и лучше, не прерывается, не пресекается, никогда не прекращается, но продолжается и в будущем веке, когда все прочее упразднится, как скажет апостол далее.

. Хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут.

Перечислив порождения любви, снова возвышает ее иным образом, именно, говорит, что и пророчество и языки окончатся, а любовь будет пребывать постоянно и в бесконечности. Ибо если пророчества и языки существуют для того, чтобы вера принимаема была удобнее, то, по распространении веры повсюду, естественно, они, как излишние, прекратятся, и в настоящем веке, а особенно в будущем.

. И знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Если знание будет упразднено: неужели мы будем жить в незнании? Отнюдь нет! Но говорит, что упразднится знание "отчасти" , когда придет знание совершенное, то есть свойственное будущей жизни. Ибо тогда мы будем знать уже не столько, сколько знаем ныне, но гораздо более. Например, мы знаем и ныне, что Бог существует везде, но как это, не знаем; что Дева родила, мы знаем, но как это, не знаем. Тогда же узнаем об этих тайнах нечто большее и полезнейшее.

. Когда я был младенцем.

Сказав, что с пришествием совершенного «то, что отчасти» , упразднится, в то же время представляет и пример, которым объясняет, как велико различие между знанием настоящим и будущим. Ибо ныне мы подобны младенцам, а тогда будем мужами.

То есть в будущем веке я буду иметь знание более зрелое; тогда малое и младенческое знание, какое мы здесь имеем, упразднится. Затем продолжает.

. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно.

Объясняет сказанное о младенце, и показывает, что нынешнее наше знание – какое-то темное, а тогда будет яснейшее. Ибо, говорит, видим ныне в зеркале. Потом, поскольку зеркало довольно отчетливо показывает отражающийся в нем предмет, присовокупил: «гадательно» , дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания.

. Тогда же лицом к лицу.

Говорит так не потому, будто Бог имеет лицо, но дабы чрез это показать ясность и наглядность знания.

. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

Вдвойне уничижает их гордость, показывая, что нынешнее знание неполное, и что оно не наше собственное. Не я, говорит, познал Бога, но Он Сам познал меня. Посему, как ныне Он Сам познал меня, и Сам снизошел ко мне, так и я достигну Его тогда гораздо больше, нежели теперь. Как сидящий во тьме, пока не видит солнца, не сам стремится к прекрасному лучу его, но луч показывает себя ему своим сиянием, а когда он примет сияние солнечное, тогда уже и сам стремится к свету. Итак, слова «подобно как я познан» не то значат, будто мы познаем Его так, как Он знает нас, но то, что как ныне Он снизошел к нам, так и мы достигнем до Него тогда. Подобие: некто нашел брошенное дитя, благородное, благовидное; с своей стороны признал оное, поднял и взял к себе, приложил о нем попечение, благородно воспитал, наконец, одарил богатством и ввел в царские палаты. Дитя, пока оно молодо, ничего этого не чувствует, и не сознает человеколюбия лица, поднявшего его. Но, когда оно возмужает, тотчас признает своего благодетеля и возлюбит его достойно. Вот тебе пример в пояснение того, что прикровенно выражено в сказанном.

. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Существуют и дары языков, пророчества и разумения, хотя они и призрачны, однако с распространением веры между всеми они совершенно упразднятся. Вера, надежда и любовь продолжительнее их (ибо это означается словами: «а теперь пребывают» , то есть продолжительность сих трех); но и из них самих любовь больше, потому что она продолжается и в будущем веке.

Использованы фрагменты комментариев Баркли.
Одна из самых важных глав Библии. Павел желает показать в Коринфе путь жизни христианина, более превосходнейший по сравнению с тем образом жизни, который они ведут, используя разные духовные проявления в них святого духа.
Павел станет говорить им о самом главном Божьем даре, об основе основ Божьего человека, о конечном результате всех усилий святого духа, действующего в христианине; о том, без чего все остальные способности христианина бессмысленны и не принесут ему никакой пользы.

Павел покажет им, что всё, чем они обладают сейчас и чем гордятся - всего лишь этапы на пути к достижению совершенства, к высшей духовной точки христианства – БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ. И если христианин не научится любить так, как любит Бог, не будет ему части в Божьем мире.


Любящий христианин - это апогей воздействия святого духа на верующего человека, это созревший плод Божьего воспитания, поэтому любовь и ничто другое - является самым ценным даром от Бога человечеству и верным признаком христианина.

Божья любовь к христианину не приходит сама по себе. Божьей любви нужно учиться, поэтому Павел и показал, как выглядит Божья любовь, описав её качества и свойства, чтобы христиане всех времён имели представление о том, к чему же им нужно стремиться, какие внутренние качества нужно формировать в себе при помощи святого духа.

Итак, наставления Павла о превосходстве Божьего дара для христианина - Его многогранной любви; будем останавливаться подробно на каждой её грани, выделенной апостолом:

13:1,2 Здесь - о бесполезности самых диковинных способностей, какими гордились в Коринфе, если их применение не движимо любовью Божьей:
поскольку Бог создал человека по образу и подобию Своему, значит, стремление к совершенству есть не что иное, как стремление христианина иметь те же мотивы и намерения, что и у Бога.
Бог создал всё из любви, и побуждающей силой во всех его действиях является любовь. Значит, и христианином тоже должна двигать любовь, ибо для Бога немаловажно, из каких именно побуждений мы совершаем тот или иной поступок:
1 Если я говорю языками … ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Здесь – преувеличение для усиления эффекта разъяснения в сочетании типа: «даже ЕСЛИ (в реальности это не так) я летаю на луну, но не из любви к Богу и ближним, нет в этом для меня пользы». То же самое и для нереальных «ЕСЛИ горы переставляю » и «ЕСЛИ знаю ВСЕ тайны », ибо всё это в реальности в буквальном смысле невозможно:
2 Если … знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

Даже если бы все вышеперечисленные самые невероятные чудеса я совершал бы в реальности из желания, например, прославиться или из желания получить какую-либо награду за свои дела, то я не могу приблизиться к Богу и достичь совершенства, ибо для того, чтобы приблизиться к Богу любви - и самому нужно постараться стать любовью.

13:3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы
То же самое - и в отношении готовности идти на огромные жертвы: даже жизнью жертвовать (самым дорогим, что есть у человека) ради, например, раздобывания сенсаций при извержении вулкана, ради спортивных достижений или ради исполнения приказа военачальника - не имеет смысла, если жертвующий делает это не из любви к Богу и людям.

13:4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Павел описывает не чувства и не эмоции, а проявления Божьей любви в конкретных действиях. Божья любовь превосходит романтическую, родственную и дружескую, поэтому является основой нового миропорядка: если в семье, среди родственников и друзей поселится Божья любовь, то во всей вечности их взаимоотношения не прервутся и они никогда не наскучат друг другу.

Любовь долготерпит - здесь о терпении именно в отношениях с людьми, а не о претерпевании каких-то личных трудностей, например, терпеть плохое здоровье или бедность.
Терпеливо переносить немощи ближних из-за несовершенства в надежде, что однажды все они смогут стать духовно сильными - признак силы христианина, а не слабости; Бог долго терпит несовершенство всего человечества, и в этом - Его сила: благодаря долготерпению Он и сможет воспитать для Себя сыновей и дочерей из несовершенных людей.

Милосердствует любящий христианин готов проявить милосердие, снисходительность к проступкам и не ищет, за что наказать, но всегда активно ищет возможность простить согрешившего и помиловать. Милосердие побуждает даже врагам не вредить, а помогать, если они испытывают серьезную нужду.

Любовь не завидует Согласны полностью с характеристикой зависти у Баркли:
Существует два вида зависти. Одна из них жаждет того, что принадлежит другим.. Другой вид зависти: она недовольна уже самим фактом, что другие имеют то, чего нет у нее; она не столь желает сама иметь эти вещи, сколько, чтобы другие не получили их. Это самое низкое свойство человеческой души .

Божий любящий человек должен быть далёк от этих двух:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх.20:17)
не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. (1Иоан.3:12)

Любовь не превозносится Любящий христианин всегда готов уступить и никогда не готов вырывать для себя какие-то блага любой ценой. К тому же, он никогда не считает, что кто-то ему чем-то обязан, но всегда считает себя обязанным во всём и для всех.

Не гордится Любящий христианин никогда не считает себя лучше других и достойным лучшего обращения с собой по сравнению с остальными соверующими. Он всегда готов признавать свои ошибки и извиняться, не считая это чем-то незначительным в христианском пути. Также он всегда готов простить вину согрешающему против него и всегда готов первым сделать шаг к примирению, даже если сам - невиновен.

13:5 Любовь...не бесчинствует Любящий никогда не позволит себе грубости, хамства, вызывающего поведения, беспардонности, бестактности, пренебрежения Божьими принципами и т.д. Любящий христианин всегда мягок и доброжелателен в общении независимо от того, как поступают с ним.
Любящий всегда боится нечаянно обидеть человека, он тактичен и внимателен к тому, чтобы не нарушить чьих -то прав или не причинить неудобств своими действиями: собственными правами ради удобства ближних любящий христианин всегда готов поступиться.

Не ищет своего , но ищет того, что угодно Христу: любящий христианин никогда не станет добиваться своих личных целей ценой нарушения Божьих принципов - это один момент.
И второй: любящий христианин всегда готов больше к тому, чтобы давать другим, а не к тому, чтобы брать у других; он считает, что имеет больше обязанностей пред всеми, чем прав.

Не раздражается , Ничто и никто не может вывести любящего христианина из состояния долготерпения и доброжелательности, но не потому, что он подавляет в себе адреналин и сдерживает раздражение внутри, а потому, что адреналин в нём не выделяется. Силою духа любви и разума христианин в состоянии найти здравое объяснение всему происходящему и оправдать его так, чтобы негатив внутри него даже не вырабатывался.

Баркли: Раздражение - всегда признак поражения. Когда мы выходим из себя, когда мы теряем над собой контроль, мы теряем все.

Не мыслит зла , Любящий христианин не носит камни «за пазухой» на ближних своих и не подсчитывает их количество, но сбрасывает их независимо от того, заслуживает ли обидчик прощения или нет, удаётся с ним примириться или нет.

Баркли:
Греческое слово логииешфай, (переведенное в Библии как мыслит ), происходит из бухгалтерии. Оно означает заносить в гроссбух какой-нибудь факт, чтобы позже не забыть его. Именно так поступают очень многие люди.
В жизни очень важно научиться забывать то, что лучше забыть. Многие люди пестуют свою ненависть, непрерывно подогревая и освежая ее в памяти; они до тех пор раздумывают о своих обидах, пока их уже невозможно забыть. Христианская любовь учит прощать и забывать.

13:6 Любовь..не радуется неправде, любящий христианин никогда не станет радоваться неправедным поступкам ближних своих или падениям врагов своих. Так же, как и не станет радоваться успеху, достигнутому благодаря обману или неправедным поступкам.

Баркли: Странная особенность человеческой природы заключается в том, что мы предпочитаем слышать о неудачах других людей, нежели об их счастливой судьбе. …Христианская любовь свободна от этой человеческой злобы, радующейся дурным известиям о других

а сорадуется истине здесь не только о радости от распространения правды Божьей через благовествование.
Любящий христианин всегда радуется тому, что ему и соверующим удаётся справляться
со всеми трудностями пути Христова, не согрешая и поступая по истине, даже если поступать по истине - невыгодно или сопряжено с плохими последствиями для них: дьявол так и ожидает, что христианин не выдержит давления нечестия века сего и сам начнёт поступать неправедно ради облегчения своих обстоятельств. Поэтому, когда христианин выдерживает все его давления и поступает правильно - радость его о торжестве истины - беспредельна.
А падающим врагам – любящий христианин всегда желает подниматься и становиться на путь Божий.

13:7 Любовь… все покрывает Любящий христианин всегда ищет и находит разумное объяснение проступкам окружающих и потому он не склонен ни обижаться на других, ни осуждать их, ни обсуждать, ни тем более - выставлять напоказ их ошибки и неблаговидные поступки. Он более склонен прощать, нежели обвинять, стараясь снисходительно относится к поступкам там, где это только возможно. Он не станет никому напоминать о прошлых грехах и ошибках, а оставит их в прошлом, как и Бог - наши.

Баркли: любовь может выносить любое оскорбление, обиду или разочарование.

всему верит, Любящий христианин не склонен ко всем и ко всему происходящему относиться подозрительно, он не спешит приписывать плохие мотивы согрешающим против него. Он больше склонен доверять на слово соверующим своим, нежели думать о них плохо. Любящий не желает думать плохо о людях и всегда старается найти смягчающие обстоятельства там, где их только возможно найти.
В собрании соверующие не стремятся следить за личной жизнью друг друга, понимая, что у каждого есть Библия, и если кто-то хочет быть Божьим и не желает позорить ни Бога, ни народ Его своим недостойным поведением, то он сам и постарается поступать по истине. Полное доверие Богу и друг другу - основа будущего счастливого человеческого общества.

Примечание : согласно Пр.14:15 всему верит только глупый ("Глупый верит всякому слову ").
Есть ли противоречие между словами Притчи и Павла?
Нет: Притча 14:15 показывает положение вещей для века сего (Соломон сделал выводы из своего жизненного опыта в этом веке), в котором процветает ложь и лживые люди.
То есть, согласно Притче, любящий человек (доверчивый, на доверии строящий свои отношении) - в этом веке поступит глупо, если будет верить всякому слову (не будет осторожным.)

А Павел описал внутреннее состояние человека нового мира , любящего Бога и ближнего, и потому - строящего свои отношения на полном доверии .
Без доверительных отношений новый мир невозможен, как и любая прочная долговечная семья: если семья держится на любви, то каждый в ней полностью доверяет друг другу, ибо сама по себе любовь -гарант постоянства, прочности и созидания всей семьи.

Кто не научится любить Бога и ближнего своего - тот в новый мир не попадёт, даже если в этом веке никому доверять не будет (не будет глупым согласно притче)
А кто научится любить - тот в новый мир непременно попадёт, даже если в этом веке его много раз подводили и обманывали из-за за доверчивости и его любви (даже если он выглядел глупым в глазах мира сего из-за своей любви и доверия к ближним)

всего надеется Любящий христианин – оптимист по сути, основание для его оптимизма - надежда на Бога, поэтому его трудно обидеть или разочаровать. Он никому и ничему безнадёжных приговоров не выносит, но всегда надеется на то, что обстоятельства изменятся к лучшему, что каждый в потенциале способен прийти к Богу и принять Христа, просто условия для этого должны созреть. И он готов ждать и надеяться на то, что однажды условия для обращения каждого созреют

все переносит
Сколько перенёс Иисус от тех, ради кого пришёл и для кого старался? Сколько перенёс Павел ради сохранения тех, кого приобрёл для церкви Божией, и сколько от них же самих - обид натерпелся?Любящий христианин способен претерпевать всё, что выпадает ему на пути, но не просто пассивно терпеть, а стойко выносить испытания, сохраняя верность Богу, предпринимая усилия для того, чтобы выстоять самому и другим выстоять помочь.

Баркли: Глагол хипоменеин - одно из великих греческих слов. Обычно его переводят как переносить или терпеть, но смысл его заключается..в том, чтобы перенести, преодолеть, быть в состоянии победить и преобразовать. Этот глагол определяли как мужественное постоянство, подвергающееся серьезному испытанию.

13:8 Любовь никогда не перестает Божья любовь – это сущность отношений в вечности миропорядка Бога. Абсолютно все отношения ТАМ будут строиться на этой любви, именно поэтому общество и сможет существовать вечно и гармония его не разрушится.
Всё, чем обладает христианин в этом мире - даруется Богом для того, чтобы развить в нём самое главное качество - любовь. Для этого и собрание организовано, и различные дары святого духа розданы, и звучит призыв исполнять Божье поручение совместно - всё соделано Богом для того, чтобы люди научились любить друг друга Божьей любовью уже сейчас, и чтобы в новом мире не передрались меж собой во всей вечности
(Еф.4:11-16)

хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
В новом миропорядке Бога ни умение пророчествовать, ни говорить сложными иностранными и духовными языками (о духовных языках - см. разбор 14 главы ), ни умение особыми знаниями духовными обладать - не будут уже нужны: пророчества все исполнятся и изживут себя; знамения с чудесами для подтверждения перста Божьего - там не понадобятся; а знания все приобретут одинаковые, ибо все будут научены Богом через Его небесное правительство. Потому всё то, чем так кичились коринфяне в своём собрании сейчас - в Божьем мире упразднится.
И лишь любовь неизменно навсегда останется сутью Божьего мироустройства для того, чтобы оно было счастливым и могло радовать как самого Бога-Отца, так и жителей Его нового мироустройства.

13:9,10 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
Все дары, которые имеет христианское собрание в этом веке - лишь отчасти, не в полном объёме, способны показать нам суть вечности и формировать в нас христианскую личность.
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда же настанет период дня вечного, в котором человечество достигнет духовного и физического совершенства, тогда всё, что являлось лишь частичкой Божьей картины - упразднится: зачем нужен кому-то всего лишь фрагмент картины - при возможности наслаждаться всей её полнотой?

Зачем взрослому обладать умением не твёрдо ходить на младенческих ножках и падать, если хождение младенца - это лишь этап к уверенному хождению по-взрослому?
Низачем.
Так же и знания с пророчествами, языками и прочим - это «ножки младенческие», а для духовного возраста взрослого Христа - в них и надобность сама собой отпадёт.

13:11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Младенцы имеют очень ограниченные знания и опыт, и мыслят они, исходя из этих ограничений. Знания же и опыт взрослых во много раз превосходят детские, поэтому взрослые и мыслят иначе, опираясь на те свои знания и опыт, которые приобрели за время взросления.

Для того, чтобы объяснить подробнее, как же это понять: всё, что отчасти – прекратится в момент, когда настанет совершенное - Павел приводит наглядный пример различия между восприятием реальности у младенца и взрослого.
Младенец, например, имел знания, допустим, о манной каше - ограниченные, отчасти : он знает, что у него есть каша на завтрак, она вкусная, когда он её съедает - он перестаёт чувствовать голод. И этого малышу достаточно для того, чтобы чувствовать себя всезнающим и счастливым на тот момент.
Будучи младенцем, он пока не знает и не может вместить того, что манная каша, например, не появляются из ниоткуда, её делают из пшеницы и для того, чтобы она попала на стол к малышу - многие люди затрачивают множество усилий для её производства.
Но когда он вырастает - то, что он знал отчасти о манной каше – прекращается, и к нему приходят более полные знания не только о каше, но и о том, каков её состав, как её производят, чем она полезна, сколько она стоит и т.д.

То есть, христиане из Коринфа должны были бы усвоить: всё, чем они владеют от святого духа в настоящий момент - это лишь крошечная часть того, чем они должны владеть на самом деле по замыслу Бога. Любовь - вот полнота взрослого возраста Христова, к обретению её - нужно стремиться (Еф.4:11-16).

13:12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
Через тусклое стекло человек способен видеть лишь очертания и не видит чётко всех деталей картины.
Так же дела обстоят и со знаниями, и с духовным вИдением: в настоящий момент, будучи несовершенными (младенцами) – христиане обладают весьма ограниченными представлениями о Боге и Его намерениях, о Его сущности и чувствованиях, они видят лишь смутные очертания истинной картины вещей. Но когда все станут совершенными, и знания, и духовное вИдение Бога будет у всех иным, раскроется во всей прозрачности и полноте того понимания, которым обладает совершенный человек (взрослый).
Но это - вопрос будущего.

13:13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. А на данном этапе христианского пути века сего - христианину главное усвоить то, что вера в Бога, надежда на будущее и любовь к Богу и ближним – это основа необходимого минимума для верующего «младенца» века сего.
Но и в этом минимуме есть преобладающая грань для верующего человека: это умение любить так же, как любит Бог.
Божья любовь в христианине должна быть самым главным внутренним его качеством. Почему?

Потому, что как вера, так и надежда, когда настанет совершенное и осуществится всё, во что верили и на что надеялись – упразднится и исчерпает себя. Останется только сам христианин и бескрайние просторы нового мира в Миллениуме - пред ним. И если он на тот момент окажется НЕ ЛЮБЯЩЕЙ личностью, не научится любить так, как любит Бог,то он рискует своим будущим:
не любящий брата пребывает в смерти. (1Иоанн.3:14)
любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1Иоан 4:7)
любящий другого исполнил закон . (Римл.13:8)

В вечности будут жить только любящие христиане.

В 1 Послании к Коринфянам 13:4-7 нам дается наиболее подробное описание того, чем является любовь и чем она не является. Мы читаем:

1 Коринфянам 13:4-7

Ниже мы постараемся более подробно рассмотреть каждое из качеств, что свойственно любви, а что - нет.

i) «Любовь долготерпит» (1 Коринфянам 14:4)

Выражение «долготерпит» является греческим глаголом «makrothumeo», состоящего из слова «macros», что означает «долго», и «thumos», что означает «гнев», «ярость». Другими словами, «makrothumeo» означает «быть медленным на гнев» и является антонимом к слову «вспыльчивый». «Makrothumeo», скорее, более употребляется по отношению к людям, чем к ситуациям. Для передачи значения «быть терпеливым в каких-либо ситуациях» существует другое греческое слово, которое используется далее в том же самом отрывке 1 Послания к Коринфянам. Поэтому любви свойственно не моментальное раздражение (или вспыльчивость) по отношению к людям, а терпение.

ii) «Любовь милосердствует» (1 Коринфянам 14:4)

Другим свойством, характеризующим любовь, является то, что она милосердствует. Греческим эквивалентом слова «милосердствует» является глагол «chresteuomai», который используется только в Новом Завете. Однако, он используется лишь несколько раз в двух других формах. Одна – это прилагательное «chrestos», в то время как другая – существительное «chrestotes». «Chrestos» означает «добрый, мягкий, благосклонный, милостивый; благодеятельный, несмотря на неблагодарность». Соответственно, «chresteuomai» означает являть себя «chrestos» т.е., быть добрым, хорошим, милостивым, несмотря на возможную неблагодарность, оказанную взамен.

iii) «Любовь не завидует» (1 Коринфянам 14:4)

Слово «завидует», которое употребляется в данном отрывке, - греческий глагол «zeloo». Соответствующее ему существительное – «zelos». Слова «Zeloo» и «zelos» оба используются в положительном и отрицательном смыслах. В положительном смысле они используются со значением «усердие», «рвение». Так, например, в 1 Коринфянам 14:1 нас призывают достигать любви и ревновать о духовных дарах. Однако, чаще всего «zelos» и zeloo» используются в отрицательном смысле. В этом смысле «zelos» означает «зависть», «ревность». В Иакова 3:14-16 разъясняются последствия ревности и ее источник:

Иакова 3:14-16
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое».

Источником зависти и ревности является плоть, ветхая природа (см. также Галатам 5:20). Под влиянием зависти вы радуетесь, когда я страдаю, и страдаете, когда я радуюсь - совершенная противоположность тому, что заповедует Слово Божье (1 Коринфянам 12:26). И наоборот, так как любовь не завидует, когда вы любите, вы радуетесь, когда радуюсь я, и страдаете вместе со мной, когда я страдаю.

iv) «Любовь не превозносится» (1 Коринфянам 14:4)

Слово, переведенное здесь как «превозносится», - греческий глагол «perpereuomai», означающий «выставлять себя хвастуном или бахвалом». Это такое поведение, когда постоянно говорят: «Я делал, у меня есть, я совершил… и т. д.». Такой человек очень часто употребляет слово «я». Будучи верующими, мы иногда поступаем также. Мы говорим: «Я делал для Господа это и это…», «я так много молился», «я так много времени провел сегодня, изучая Библию», « я знаю из Библии то и то…», имея в виду: «я более значим, чем ты, так как ты, скорее всего, не «так много» сделал». Но когда мы любим по-настоящему, мы не хвалимся, ибо сознаем, что нет ничего, что бы отличало нас от любого другого брата или сестры в теле Христовом. Как говорится в 1 Коринфянам 4:7:

1 Коринфянам 4:7
«Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»

Все, что у нас есть, было дано нам Господом. Это не наши достижения. Поэтому у нас нет права хвалиться чем-либо или кем-либо, кроме Господа. В 1 Коринфянам 1:31 нам говорится:

1 Коринфянам 1:31
«ХВАЛЯЩИЙСЯ ХВАЛИСЬ ГОСПОДОМ».

Поэтому, будем ли мы хвалиться собственными способностями, значимостью или даже посвящением? Если любим, мы не будем этого делать. Потому что, если мы любим, то будем хвалиться Господом и только Им одним.

v) «Любовь не гордится» (1 Коринфянам 14:4)

Еще одно свойство, не присущее любви, - это гордость. Греческим эквивалентом слова «гордиться» является глагол «fusioo», что буквально означает «надуваться, раздуваться, вспучиваться». В Новом Завете он используется семь раз, шесть из которых в 1 Послании Коринфянам . Во всех этих случаях он используется в метафорическом смысле со значением гордости. Характерное употребление данного слова встречается в 1 Коринфянам 8:1, где мы читаем:

1 Коринфянам 8:1-3
«О идоложертвенных [яствах – прим. авт.] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает , а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него».

Умственное знание надмевает. Мы изучаем Библию не с тем, чтобы приобрести знание для ума, но чтобы познать Бога, Который открывает Себя в Нем. Как сказано в 1 Иоанна 4:8: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Без любви мы не познаем Бога, даже если будем знать все Писание. Более того, если умственное знание останется лишь умственным знанием и не будет сопровождаться любовью, это приведет к надменности, гордости, что полностью противоположно качествам любви.

vi) «Любовь не бесчинствует» (1 Коринфянам 14:5)

Еще одно свойство, которым любовь не обладает, это «бесчинство». Слово «бесчинствовать» является греческим глаголом «aschemoneo», что означает «поступать неподобающим образом… действовать аморально» Так, например, в Римлянам 1:27 греховное гомосексуальное поведение названо «aschemosune» (производное от «aschemoneo»). Поэтому, любовь не поступает аморально или непристойно, и когда наблюдается подобное поведение, оно имеет лишь один источник: ветхого человека.

vii) «Любовь не ищет своего» (1 Коринфянам 14:5)

Еще немного о том, как любовь не поступает – она не ищет своего. Выражение «своего» соответствует греческому притяжательному местоимению «eautou». В Библии всего лишь несколько мест, которые наставляют нас не искать своего. В Римлянам 15:1-3 говорится:

Римлянам 15:1-3
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня».

Также 1 Коринфянам 10:23-24 :
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого».

Когда мы наполнены любовью, мы не ищем того, чтобы угождать себе, ставя себя во главу угла (индивидуализм). Напротив, служа Богу в любви, мы ищем того, чтобы угождать другим, благословлять их. Так поступал Иисус. Он служил Богу в любви и не искал того, чтобы угождать себе. Поэтому Он пошел на Крест. Как сказано в Филиппийцам 2:7-11:

Филиппийцам 2:7-11
«…но [Иисус] уничижил Себя Самого [Греч.: «опустошил Себя»], приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему [как результат – прим. авт.] и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Из-за Своей любви к нам Иисус отдал все, всю свою жизнь и пошел за нас на Крест. Но был ли Его поступок напрасным и потерпел ли Он лично поражение? НЕТ. Наоборот, из-за того, что ОН совершил, Бог ПРОСЛАВИЛ Его. Подобно и мы, когда любим, то откладываем собственные, личные интересы и отдаем свой приоритет и внимание Богу и своим братьям и сестрам во Христе. Здесь необходимо пояснить: когда я говорю о «личных интересах», я не имею в виду личные обязательства или то, что является частью нашей жизни и о чем мы должны заботиться. Наоборот, я говорю, скорее, о том, когда мы тратим собственное время на личные предприятия и хобби, которые не приносят славу Богу, а лишь потакают плоти, ветхому человеку.

Отдавая приоритет не себе, а Богу и Его народу, мы, в результате, не потерпим поражение, но получим большую награду здесь и на небесах. Как сказал Христос в Иоанна 12:25-26:

Иоанна 12:25-26
«Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой ».

Также в Марка 10:29-30
«Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы НЫНЕ, ВО ВРЕМЯ СИЕ, среди гонений, ВО СТО КРАТ БОЛЕЕ домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, А В ВЕКЕ ГРЯДУЩЕМ жизни вечной».

Какие из известных вам вложений приносят НЫНЕ, ВО ВРЕМЯ СИЕ ВО СТО КРАТ БОЛЕЕ того, что было затрачено? Кроме того, когда мы перестаем искать своего и начинаем искать Божьего и стараться ради блага других братьев и сестер в теле Христовом, – других я не знаю. В завершение этой части хочу добавить: мы или становимся индивидуалистами, потакая плоти и ее интересам, и теряем все, или любим и, вместо того, чтобы прежде позаботиться о себе, мы заботимся о Боге и о других верующих в теле Христовом. В этом случае мы получим взамен «во сто крат более» плюс честь от Самого Бога.

viii) «Любовь не раздражается» (1 Коринфянам 14:5)

Слово, переведенное как «раздражается», соответствует греческому глаголу «paroxuno», что буквально означает «заострять путем трения; затачивать; обострять; подстрекать; раздражать». Ему соответствует существительное «paroxusmos», от которого в русском языке было заимствовано слово «пароксизм» . Как явствует, раздражение и гнев не могут никоим образом сосуществовать одновременно с искренней любовью, ибо они ей противоположны.

ix) «Любовь не мыслит зла»(1 Коринфянам 14:5)

Слово «мыслит» здесь является эквивалентом греческого глагола «logizomai», что означает «рассматривать, принимать в расчет». В буквальном смысле оно означает: «вычислять в разуме; заниматься размышлениями и подсчетами» . Более точный перевод приводится в русском переводе Нового Завета «Слово Жизни», где написано: «…не помнит зла», т.е. быстро и навсегда забывает то зло, которое ей, возможно, причинили. Иногда люди в мире годами строят планы, как бы отомстить кому-то, кто им навредил. Но когда мы живем, облекшись в новую природу, когда пребываем в любви, тогда мы не помним причиненного нам зла и забываем его.

x) «Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Коринфянам 14:6)

Слово «неправда» соответствует греческому слову «adikia». Оно имеет следующее значение: «то, что не соответствует правильному; чего не должно быть; то, чего не должно быть в результате открывшейся истины ; следовательно, являющееся злом, неправедностью». Все, выступающее против истины, является неправедностью. И, поскольку мы знаем из Иоанна 17:17, что истина – это Слово Божье, все, что противится этому Слову, есть «adikia», неправедность. Так, согласно данному отрывку, любовь радуется истине, Слову Божьему, а не тому, что противится Ему и является неправедностью.

xi) «Любовь все переносит» (1 Коринфянам 14:7)

Слово «переносит» является греческим глаголом «stego». Характерное употребление этого слова мы встречаем в 1 Коринфянам 9:12, где написано о том, как Павел и Его собратья, несмотря на свои великие полномочия, предпочли не пользоваться своим правом «жить от благовествования» (1 Коринфянам 9:14): «…но все переносим , дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Коринфянам 9:12). Они переносили все ради Евангелия Христова, и мотивом их была любовь, потому что любовь все терпит, все переносит.

xii) «Любовь всему верит» (1 Коринфянам 14:7)

Слово «верит» является греческим глаголом «pisteuo», который в Новом Завете встречается 246 раз. По-библейски, верить означает верить тому, что Бог открыл в Своем Слове или через проявления Своего Духа (что, однако, должно быть в соответствии с написанным Божьим Словом). Поэтому любовь верит всему, что говорит Бог и в Своем Слове, и через проявления Духа.

xiii) «Любовь всего надеется» (1 Коринфянам 14:7)

Еще одно качество любви, о котором говорится нам в Слове Божьем, - это, что, что любовь на все надеется. И опять, выражение «всего» должно рассматриваться в более широком контексте Божьего Слова. С надеждой, как и с верой, точкой отсчета для «всего», является то, о чем говорится в Писании. Поэтому любовь надеется на все, что определено Богом в качестве будущей реальности, то, на что мы должны надеяться. Конечно же, самым очевидным из всего этого является пришествие нашего Господа Иисуса Христа.

xiv) «Любовь все переносит» (1 Коринфянам 14:7)

И наконец, мы узнали, что любовь «все» переносит. Слово «переносит» здесь является эквивалентом глагола «hupomeno». Его значение подобно значению глагола «makrothumeo» («долготерпеть»), который мы изучили ранее. Различие между ними в том, что если «hupomeno» передает реакцию кого-либо на какие-либо обстоятельства, означая «выносливость», «стойкость в трудностях», то «makrothumeo» передает чью-либо реакцию на людей, означая «терпимость и снисходительность к ошибкам и даже раздражению других, без того, чтобы отплатить им тем же ». Поэтому любовь, помимо терпеливого отношения к людям («makrothumeo»), очень терпелива к обстоятельствам («hupomeno»). Она терпеливо ждет и в трудностях не ослабевает.

В завершение данной статьи, давайте опять прочтем из 1 Послания Коринфянам 13:4-7:

1 Коринфянам 13:4-7
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

И, как говорится нам в Колоссянам 3:12-14 :
«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства ».

Примечания

См.: E.W.Bullinger: "A critical lexicon and concordance to the English and Greek New Testament", Zondervan Publishing House, Grand Rapids, 1975, p. 464. Все определения, встречающиеся в этом исследовании, приводятся из данного источника, за исключением особо обозначенных случаев.

Он встречается в I Коринфянам 4:6, 18, 19, 5:2, 8:1, 13:4, и во II Коринфянам 2:18

«Пароксизм» - приступ, припадок болезни, или сильной страсти – прим. пер.

См. Dimitrakou: "The Great Lexicon of the Greek Language". Domi Publishers, Athens, 1964, p. 4,362.

То, что Бог говорит в Духе, если это действительно исходит от Бога, всегда соответствует написанному Слову Божьему.

См. S. Zodhiates, The Complete Word Study Dictionary, AMG Publishers, p. 1424

13:1-3 С помощью гиперболы (преувеличения) Павел убедительно доказывает бесполезность дарований, если ими пользуются без любви. "Языки человеческие", - вероятно, дар говорить на иностранных языках (Деян. 2,4-11; "языки ангельские" - скорее всего, гипербола (наравне с выражениями "знаю все тайны" и "могу горы переставлять"). Выражение "отдам тело мое на сожжение" в некоторых древних рукописях выглядит так: "отдам тело мое, чтобы мне похвалиться", что можно счесть указанием на полную отдачу Павла своему служению в ожидании похвалы от Бога в день Христов (Флп. 2,16).

13:4-7 Павел описывает любовь не как эмоцию, а ее проявление в действиях. Персонифицируя любовь, он говорит о том, как поступают любящие. Все описание предполагает Самого Христа. Можно сказать также, что эти стихи являются упреком коринфянам, чье поведение не соответствовало требованиям любви.

13:5 не мыслит зла. Иной перевод: "не ведет счет злу". Тот, кто любит, не концентрирует внимание на зле, которое причиняют ему другие, и сам не замышляет зла.

13:8 Любовь никогда не перестает. Это утверждение позволяет Павлу сопоставить любовь, пребывающую всегда (ст. 13), с духовными дарами, которые прекратятся.

пророчества... языки... знание. Вероятно, Павел упоминает эти три момента, как образцы духовных даров, которые имеют временное, земное значение. Павел приводит только эти три дара, потому что они несут функцию откровения, которое также прекратится с завершением новозаветной эры (ст. 10 и ком.).

13:10 совершенное. Контекст (особенно ст. 12) убедительно показывает, что здесь апостол имеет в виду Второе пришествие Христа как завершающее событие Божиего плана искупления. По сравнению с тем, что верующие получат тогда, теперешние дары частичны и потому несовершенны.

13:12 тогда познаю, подобно как я познан. Может быть, из-за того, что коринфяне преклонялись перед знанием (см. ком. к 8,1), Павел в заключение подчеркивает неполный характер нашего теперешнего знания.

1-Кор. 13:1 . Некоторые полагали, что "этот гимн любви" (глава 13) Павел сочинил по какому-то поводу в прошлом (конечно, под влиянием Духа Святого), а сюда, в это послание, вставил его (по указанию Духа Святого) ввиду его очевидной уместности в данном контексте. Возможно, это так и было - судя по тому, что в гармонии формы и содержания этих стихов эпистолярное искусство Павла отражается в наивысшей степени (впрочем, сравните с примером превосходного параллелизма у него в 1:25-29). Надо, однако, заметить, что эти стихи столь непосредственно затрагивают многие темы, поднимаемые в данном послании, что, если они были написаны апостолом прежде, то напрашивается вывод: коринфяне с их проблемами в той или иной мере всегда занимали Павла.

В первом столетии люди особенно ценили красноречие, и коринфяне не были в этом исключением, между тем, Павел большим красноречием не отличался (2:1,4; 2-Кор. 10:10). Возможно, этим отчасти объяснялось их увлечение иными языками. То, что Павел говорит об этом даре применительно к себе, строя фразы в условном наклонении (1-Кор. 13:2-3), не могло не впечатлять, ввиду исключительности его личного опыта особенно в говорении языками человеческими (14:18) и ангельскими (сравните 2-Кор. 12:4).

Но, вероятно, это заявление апостола скорее надо понимать фигурально - как подразумевающее всевозможные способы "говорения", т. е. устной речи. Здесь мы имеем дело с гиперболой, предполагающей самое возвышенное красноречие, которое, однако, не будучи вдохновляемо любовью, способно лишь возбудить на мгновение, подобно звуку медного гонга или кимвала, и затем так же быстро исчезнуть из памяти. Только любовь оставляет непреходящее впечатление (сравните стих 13).

1-Кор. 13:2 . Даже дар пророчества (12:10), который Павел желал членам коринфской церкви как великий дар (14:1), или дары мудрости, знания и веры (12:8-9) не идут ни в какое сравнение с любовью. Павел не принижает значения упомянутых даров, он лишь особо ценит любовь, настаивая на ее несравненности.

1-Кор. 13:3 . Даже самопожертвование может быть продиктовано соображениями эгоцентризма (сравните Матф. 6:2), и, будучи последней жертвой, которую в состоянии принести человек (сравните Дан. 3:17-18), окажется бесполезной, если совершается без любви.

1-Кор. 13:4 . От первого лица Павел переходит к третьему, и говорит уже не о себе, а о чувстве любви, которое наделяет чертами человеческой личности. Некоторые считают, что в стихах 4-6 говорится о плоде Духа (Гал. 5:22-23); другие видят в них описание Павлом Самого Христа. И то и другое представление - правомочны, и на основании обоих многие проблемы коринфян могли бы быть разрешены. Любовь, охарактеризованная 14 свойствами (половина из них выражена в негативной, а половина в положительной форме) определяет образ жизни. Любовь, по словам апостола, долготерпит… милосердствует… не завидует… не превозносится и не гордится.

Долготерпение - это способность не воздавать злом тем, кто обижает нас. В коринфской церкви было немало обиженных (например, о тяжбах в 1-Кор. 6:7-8 и о бедных на Вечерях любви (11:21-22). Отвечать любовью обидчикам означало бы проявлять доброту и великодушие. Зависть и гордость ("превозношение"), по-видимому, составляли два полюса одной и той же проблемы (о разделениях в 1:10; 3:3,21; и с другой стороны - о дарах в 12:14-25). Для особой гордости у коринфян не было оснований, но, сдается, они гордились, и весьма. Самый глагол "гордиться" (физио) и его синонимы встречаются в Новом Завете 7 раз, из них 6 - в этом послании (4:6, 18-19; 5:2; 8:1).

1-Кор. 13:5 . Здесь Павел пишет о четырех свойствах, не присущих любви: она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Бесчинство в коринфской церкви проявлялось в том, как одевались и вели себя женщины на Богослужениях (11:12-16), в беспорядках при проведении Вечери Господней (11:17-22) и в общем характере Богослужений (14:26-33). "Искание своего", т. е. склонность потворствовать своим прихотям, проявлялось, в частности, в употреблении идоложертвенного в пищу (8:9; 10:23-24). Люди, которые не раздражаются, не будут отстаивать свою правоту в суде (6:1-11). Любовь не станет замышлять зла (в отместку) ближнему своему, хотя поводов для этого в коринфской церкви было предостаточно (к прим. 6:8; 7:5; 8:11).

1-Кор. 13:6 . Любовь не радуется неправде, (в значении "неправедности" - такой, к примеру, как кровосмесительство - 5:1-2,8), но сорадуется истине (5:8).

1-Кор. 13:7 . Любовь все покрывает (в значении - "защищает от беды"; 8:13), всему верит (сравните 15:11), всего надеется (сравните 9:10,23), все переносит (т. е. хранит стойкость и в неблагоприятных обстоятельствах - 9:19-22).

1-Кор. 13:8 . Развивая мысль о превосходстве любви (стихи 1-3) и ее совершенных качествах (стихи 4-7), Павел заявляет в заключение, что любовь существует вечно (стихи 8-13). Любовь никогда не перестает означает, что ей нет и никогда не будет конца. Любовь вечна. Чего нельзя сказать о духовных дарах. Дело в том, что некоторые из них были даны с целью основания Церкви (например, дары пророчества и всякого (духовного) познания; сравните Еф. 2:20), а иные - ради ее утверждения (например, языки; сравните 2-Кор. 12:12; Евр. 2:4).

При том, что каждый дар так или иначе направлен на созидание Церкви и приведение ее в совершенный духовный возраст некоторые из них (пророчество, знание, языки) получили распространение на раннем этапе церковной истории, тогда как другие не иссякнут до тех пор, пока церковь не станет совершенною. Когда же совершенство будет достигнуто, действие даров потеряет смысл, и они будут упразднены. С любовью этого, однако, не случится.

1-Кор. 13:9-10 . Как Павел уже объяснил, дар познания (стих 8), при всем важном значении его, не предполагает обладания совершенным знанием. И способность к пророчеству, сколь решающую роль ни играет она в жизни Церкви, - ограничена определенными рамками. Духовные дары являются временным благословением, данным до наступления совершенного (века). Придет день, когда способствующие наступлению его, они уступят место совершенному.

Что имел Павел в виду под словами "когда же настанет совершенное", вызывает много споров. Одни считают, что он подразумевал время, когда будет завершено написание Нового Завета. Но в свете 12-го стиха эта точка зрения представляется маловероятной. Существует иная - что "совершенное" не настанет до тех пор, пока не будут сотворены новое небо и новая земля.

Третьи понимают под "совершенным" состояние Церкви ко времени второго пришествия Христа, когда Божия программа в отношении нее будет завершена. Во многом именно эта точка зрения представляется верной, особенно в свете того отголоска, который она находит в последующих стихах, где Павел разбирает вопросы, имеющие отношение к духовному возрастанию и становлению.

1-Кор. 13:11 . К образу возрастания и развития человека Павел прибегает и в другом месте, где тоже говорит о назначении духовных даров. В Еф. 4:11-16 он прямо заявляет, что цель даров - в приведении церкви из младенческого возраста в состояние возмужания. Одно и то же греческое слово телейон ("совершенство") употреблено и в 1-Кор. 13:10 и в Еф. 4:13, где по-русски это место передано как "в мужа совершенного"). В Послании к Ефесянам понятие "совершенства" определяется как достижение "полного возраста Христова". Такое состояние, очевидно, не может наступить до второго пришествия Христа.

Можно предположить, что то же самое имеется в виду и в данном месте 1 Послания к Коринфянам. Павел опять прилагает свои рассуждения к самому себе (сравните стихи 1-3). Используемый им прием трехкратностн: "говорил… мыслил рассуждал", вероятно, должен был перекликаться с таковым в 8 стихе: необходимость в упомянутых в нем дарах отпадает с наступлением совершенного возраста.

Слово стал нужно, конечно, понимать в контексте приведенного примера. Оно не означает, что лично Павел или вся церковь уже достигли совершенства (сравните Фил. 3:12). Им, с другой стороны, не устраняется перспектива постепенного упразднения тех или иных духовных даров - по мере достижения Церковью совершенства.

1-Кор. 13:12 . Город Коринф славился своими бронзовыми зеркалами, их-то Павел и подразумевает в своем последнем наглядном примере (в англ. Библии нет слова "стекло", но говорится лишь о несовершенном отражении). "Совершенное", упомянутое в 10 стихе, и подразумеваемое в нем "несовершенное" удачно уподоблены апостолом контрасту между тем, как видится нам чье-то лицо, отраженным в бронзовом зеркале (тусклое отражение), и тем, какое впечатление получаем от него, увидев прямо перед собой.

Таков и контраст говорит он, между несовершенным временем, в которое он жил и писал, и тем, совершенным, что ожидает его и Церковь впереди, когда нынешнее частичное ("гадательное") видение сменится видением совершенным. Тогда Павел увидит (познает) Бога (сравните 13:28; 1-Иоан. 3:2) так, как Бог видит (знает) Павла теперь. Тогда на смену неполному знанию (сравните 1-Кор. 8:1-3) придет совершенное познание Бога.

1-Кор. 13:13 . Свое описание любви апостол Павел завершает триадой, в которую включает ее: вера, надежда, любовь. Много споров ведется относительно того, хотел ли он этим сказать, что вера и надежда так же вечны, как и любовь. Объяснение, возможно, имеется в стихе 7. Вера, как и надежда (сравните Гал. 5:5-6), - вечны, будучи проявлениями любви. И всякий "достигающий" любви (1-Кор. 14:1), обретает "превосходнейший путь" (12:31б), потому что имеющий любовь отмечен знаком ее на вечные времена. Итак, духовные дары однажды будут упразднены, но любовь будет сущестовать вечно.