Конспект и презентация к уроку развития устной речи "весна - пробуждение природы". Презентация на тему весеннее пробуждение растений Презентация на тему весна пробуждение природы
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Слайд 11
Описание слайда:
Слайд 12
Описание слайда:
Слайд 13
Описание слайда:
Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!
Слайд 14
Описание слайда:
Слайд 15
Описание слайда:
Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и-мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!
Слайд 16
Описание слайда:
Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.
Описание слайда:
Вывод: Изучив жизненные особенности наших подснежников, мы заметили, что их ритм развития не гармонирует с периодичностью нашего климата. В самом деле, эти растения уходят на покой в самое благоприятное время года и, наоборот, развиваются зимой, под снегом.
Слайд 20
Описание слайда:
Екатерина Багарьян
«Весеннее пробуждение». Презентация для подготовительной группе
Зима не даром злится,
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора. Ф. И. Тютчев
Март-первый весенний месяц . Его называют «утром весны» , «солнечником» . Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.
От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Поэтому другое народное название марта – «капельник» .
Я в полдень слушаю капель
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Капель журчит, звенит, поет,
Она ломает снег и лед.
Большой сугроб ей нипочем,
Она бежит живым ручьем.
Я ручейку расчищу путь,
Чтобы он мог на миг взглянуть.
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет.
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут ее….
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене .
Приметы в марте
если в марте вода не течет, в апреле трава не растет
частые туманы предвещают дождливое лето
сухой март – плодородие, дождливый – неурожай
в марте день с ночью меряется, равняется
в марте мороз скрипуч, да не жгуч
в марте зима и сзади, и спереди
Весело тенькают синицы говорят : «Грач зиму ломает» . Есть еще такая пословица : «родной куст и зайцу дорог» .
В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы , воробьи галдят, ссорятся, делятся местами для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. В конце марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят : «Грач зиму ломает» . Есть еще такая пословица : «Если грач на горе, то весна во дворе» .А медведь все еще спит в берлоге, лапу посасывает. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами, ведь «родной куст и зайцу дорог» .
Как называют март в народе? Почему?
Расскажите о погоде марта.
Что делают в марте птицы?
Почему грача называют «вестником весны» ?
Что в марте делают звери?
Кого мы поздравляем в марте? С каким праздником?
Середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды» .
Ручеек бежит по лесенке,
По ступенькам ледяным,
И весны живые песенки
Звонко скачут вслед за ним.
Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. В народе этот месяц называют «ледоломом» и «снегогоном» – апрель лед ломает и снег отовсюду гонит.
Про апрель говорят : «Апрель водою славен, почками красен» . Оживает лес. Соки деревьев, согретые весенним солнышком , поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. Светлеют, делаются пушистыми сережки на ольхе и орешнике. На солнечных лужайках робко зеленеет молодая нежная травка. На пригорках, на склонах холмов распускаются желтые звездочки мать-и-мачехи. На лесных полянах синеют подснежники, которые называют «синими глазами весны» .
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук. У волчицы появляются волчата. У зайчишки в апреле мех пестрый, ведь косой меняет белую зимнюю шубку на летнюю – серо-бурую. Белочка тоже линяет – пушистый серый мех меняет на рыжеватый – летний.
В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые. В апреле снегири и свиристели улетают на север, а в родные края возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.
Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры : укроп, петрушку, морковь, лук.
Как называют апрель в народе? Почему?
Почему говорят «апрель с водой, а май с травой» ?
Что такое ледоход?
Что делают в апреле лесные обитатели?
Какие насекомые появляются в апреле?
Какие птицы прилетают в апреле?
Какие занятия у людей в апреле?
Май-сердце весны. Снег уже сошел, только в самых глухих лесных чащах еще сохранились его остатки. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дуют теплые ветры, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака.
В мае часто бывают грозы : сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю и природа оживает : ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. Деревья и кусты, травы и цветы пьют теплые капли. После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.
Над речкой – рекой
Рыбка выгнулась дугой.
Оперлась на хвост,
Изогнулась словно мост.
В каплях майского дождя
Засверкала чешуя семицветная.
И над зеленью ракит
В небе радуга горит самоцветами!
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
Меня ждут не дождутся,
Как увидят – разбегутся.
Летела стрела,
Упала в лебеду.
Ищу – не найду.
Заревел вол
На сто гор,
На тысячу городов.
Крашеное коромысло
Над лугом повисло.
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край-
Нас теплом встречает…
Про весну народ говорит : «Весна цветами красна» , а месяц май называет «цветень» . В мае распускаются в лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха.
Расцветают деревья и кустарники : тополь, береза, сосна, черемуха, сирень. Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады – цветут яблони, вишни, сливы.
Черемуха
Цвети, черемуха душистая, цвети!
По ветру разметав соцветий пряди,
Словно царевна в свадебном наряде
Зелеными шелками шелести.
И пусть никто не занесет топор,
Тебя не срубит и не искалечит,
И не сомнет твой праздничный убор –
Убор Весны-царевны подвенечный.
Недаром месяц май зовут «песенником» . Из дальних стран прилетели к нам птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец – соловей. Птичка серенькая, неприметная. Соловьи любят строить гнезда в зеленых зарослях черемухи и ивы возле рек и ручьев, в оврагах. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, задорно распевают дрозды.
У зверей продолжается линька. Зайцы и белки меняют зимние шубки на летние, у них и мех короче и цвет больше подходит к весенней и летней окраске леса. У лисиц, зайцев, волков и белок подрастают малыши.
9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество. На Красной Площади в Москве в этот день проходит праздничный парад. Ветеранам и участникам войны мы дарим цветы и подарки, слушаем их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах и мужестве наших солдат.
В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки приготовить и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
Расскажите о погоде мая.
Что происходит с травами, деревьями, цветами после майского дождя?
Как называют май в народе?
Какие цветы распускаются в мае?
Почему май зовут «песенником» ?
Какие у людей работы : в поле, в саду, в огороде?
Обобщающие задания :
Игра "Четвертый лишний"
март, апрель, май, январь;
мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;
бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
трактор, лопата, грабли, вилы.
Заучивание и выразительное чтение стихотворения :
У Весны работы много,
Помогают ей лучи :
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У Весны забот не мало,
Но дела идут на лад :
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
Класс: 1
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Учебник «Я и мир вокруг», Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Цели:
- Образовательная . Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.
- Развивающая . Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная . Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Обучать работать в группе.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
– У нас сегодня очень необычный урок. Он проходит в необычное для нас время и в необычной обстановке. Но работать мы будем как всегда активно и покажем наши умения. А начнем урок с того, что отправимся на лесную полянку и посмотрим, что там происходит.
Сценка в лесу.
Еж. Я спал. Похудел.
Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?
Волк. Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда.
Лиса. Миша, расскажи, как у тебя дела?
Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!
– В какое время года такой разговор мог
произойти?
– А сейчас за окном какое время года?
– Мы сегодня будем говорить о весне, о ее
приметах.
– А знаете ли вы весенние месяцы?
– У вас на столах лежат таблички с названиями
месяцев. Я буду читать стихи, а вы поднимите
табличку с названием того месяца, о котором идет
речь.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)
Слайд «Март»
– Март – это время, когда солнце посылает на
землю своих помощников. Поэтому и называют эту
пору «весной света».
В Древнем Риме март был не только первым месяцем
весны, но и года и посвящался богу Марсу,
покровителю полей и стад.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
Открывает весну март – протальник.
Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел … (апрель)
Слайд «Апрель».
Родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный».
- Апрель – снегогон, растопил снега.
- Апрельские лужи землю будят.
- Где в апреле вода, там в июле трава.
- Апрель – пора большой воды.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?… (май) .
Слайд «Май».
– В честь богини Майи, богини земли и плодородия. Май в народе называют «травень».
Зеленеют луга, распускаются почки.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Как в мае дождь, так и будет рожь.
Народные приметы можно заранее поручить найти детям по рядам.
– Почему говорят, что весной природа пробуждается?
3. Беседа о неживой природе весной
Динамическая картина.
Рисунок 1
– Давайте посмотрим, что же происходит весной в неживой природе?
- Тает снег (становится грязным)
- Появляются проталины
- Бегут ручьи
- Осадки в виде дождя
- Теплеет
- Солнце поднимается выше
Весной ослепительно светит солнце. Свет от него
густой, золотистый. Солнечные лучи греют лицо и
руки. Небо весной синее, синее, а по нему
раскинулись белые облака. На буграх появились
первые проталины. На лесной опушке слышится
пение птиц. Слайд.
Картину родной природы особенно остро чувствуют
художники, композиторы, поэты. В своих
произведениях они передают настроение ожидания
весны, надежды на счастье, необычайное
воодушевление, подъем духа, радость.
– Посмотрите в учебнике на стр. 38 на картину великого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Слайд. Картина «Грачи прилетели»
– Какое время года?
– По каким признакам догадались?
– Кто первым принес весть о весне? Картина так и
называется «Грачи прилетели».
Русская деревенька, небольшая церквушка. На
березках еще не распустились листья. Грачи
строят гнезда. С весенними криками летают они над
деревьями, хлопочут о жилье. Сколько звуков в
этой картине. Слышите, как перекликаются птицы и
звенит капель? Ветер шелестит в мокрых ветвях.
– Давайте послушаем весну. Музыка замечательного композитора П.И.Чайковского. Он замечательно в своей музыке передал все звуки весны.
Клип на музыку пьесы П.И. Чайковского «Апрель».
4. Беседа о живой природе
– А какие еще птицы прилетают к нам весной?
На доске картинки с изображениями разных птиц. Озвучить их названия (прикрепить таблички). Можно использовать картинки в учебнике стр. 40.
5. Работа в группах
Среди табличек с названиями птиц выбрать
только перелетных и прикрепить на доске.
Проверка. (Слайд)
- Скворец
- Ласточка
- Жаворонок
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Наш веселый друг … (скворец )
Слайд с пением скворца.
Прилетели к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка )
Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
А он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения. (Жаворонок )
Отгадайте загадку.
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
– От весеннего тепла оттаивает почва,
просыпаются травы. Появляются первые цветы.
Узнайте эти растения по описанию.
- Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха)
- Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)
– Всю эту красоту мы увидим с вами совсем скоро.
С каждым днем весна все смелее будет вступать
в свои права.
Ну а сейчас только самое начало весны. Мы сегодня
говорили о приметах весны. Назовите их.
- Солнце поднимается все выше.
- Потеплело
- Тает снег
- Появляются проталины
- Текут ручьи
- Прилетают птицы
- Распускаются листья.
– У вас на столах таблички с признаками весны.
Сейчас каждая группа выберет на ваш взгляд самую
главную причину изменений в природе.
Солнце поднимается все выше. Потеплело.
День становится длиннее. И наступит момент, а
произойдет это 21 марта, когда день станет равен
ночи. Это время называется ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО
РАВНОДЕЙСТВИЯ.
– Весна – самое красивое время года. Весной
начинается новая жизнь в природе. У человека,
который смотрит на эту красоту, поднимается
настроение, хочется петь, танцевать, пойти на
улицу.
– Давайте создадим картину весны у нас в классе.
Поместите на доску цветочки, того цвета, который
соответствует вашему настроению.
- Желтый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.
- Зеленый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли.
- Коричневый – вы недовольны собой.
– Ну, а я довольна вами. Молодцы!