амара Владиславовна Петкевич (род. 29 марта 1920, Петроград) - российская актриса, театровед и писательница-мемуарист.

Родилась в Петрограде в семье Владислава Иосифовича Петкевича (1890-1938), члена ВКП(б) c 1918 года, арестованного и репрессированного в 1937 г. Поступила в школу в 1927 г.. В 1938 г. закончила десятилетку и поступила в институт иностранных языков на английский факультет. В 1940 г. вышла замуж и уехала к мужу в ссылку в город Фрунзе. Там поступила в медицинский институт, но в январе месяце 1943 г. одновременно с мужем была арестована и осуждена по ст. 58-10 (часть II-ая) на семь лет лишения свободы, три года поражения в правах и конфискацию имущества. Срок отбывала в лагерях Киргизии, затем в республике Коми в СЖДЛ (Северо-железнодорожный лагерь). Мать и младшая сестра погибли в Ленинграде в годы блокады. В заключении родила ребёнка, с которым была впоследствии разлучена. Во время пребывания в лагерях, работала медицинской сестрой, участвовала в театрально-эстрадном коллективе, состоящем из заключённых. Играла в спектаклях, поставленных режиссёром Александром Осиповичем Гавронским.
Освобождена в 1950 году. Из-за административной 39-й статьи, вписанной в паспорт, вернуться в Ленинград не могла. В качестве актрисы работала в театрах Шадринска, Чебоксар, Кишинёва.
В 1957 году реабилитирована. В Ленинград возвратилась в 1959 г. В 1962 поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет. Закончила ЛГИТМиК в 1967году, работала в Ленинградском Доме художественной самодеятельности заведующей репертуарным отделом.
В 1993 г. опубликовала книгу мемуарной прозы о жизни в сталинских лагерях «Жизнь - сапожок непарный», выдержавшую ряд переизданий. Книгу высоко оценил, в частности, Эльдар Рязанов, по ней был снят одноименный документальный фильм Мариной Разбежкиной (2001). В Петербурге был поставлен спектакль по книге. В Германии книгу издали несколько раз. Александр Квасневский наградил автора Кавалерским крестом Ордена за заслуги перед республикой Польша.
В 1996 году Тамара Владимировна Петкевич была принята в Союз писателей Санкт-Петербурга.

Есть люди, что проходят через время, оставляя значительный след в истории. А есть иные, редчайшие, через которых время проходит, осветляясь, очищаясь, убеляясь, самоосмысливаясь. К таковым, редчайшим, принадлежит Тамара Владиславовна Петкевич.

В звериный ХХ вершила она свое, незримое для изолгавшегося мира, восхождение. Страшное время... каждый человеческий поступок, каждое правдивое движение сердца, каралось лагерями, ссылками, издевательствами, истреблением. Но выбор был сделан. Осознанный выбор еще юного сердца – жить по законам совести и правды, чем бы это ни грозило.

В ответ на это стали разверзаться круги ада, и она, еще неокрепшая тогда душа, отправилась по адовым кругам. «Бог мне помогал, но помогал через человека, – говорила она, – всегда находился кто-то, кто спасал от неминуемой, казалось, гибели».

В ее память впечатывался каждый факт проявленной человечности. Она будто получила задание – описать пережитое, выстраданное не только ею, а всеми участниками безбожной эпохи.

Прошли годы и книга мемуаров явилась на свет. Это не только выдающееся произведение мировой литературы, это – книга Жизни врастающего в Небо человека. Это правдивое свидетельство эпохи, это...

«Да это же поминальная молитва... во что вы превратили второй том? Имена, имена, имена...» – сетовал редактор и вычеркивал... Но автор отстаивала каждое имя.

Книга «Жизнь – сапожок непарный» переведена на пять языков. К Тамаре Петкевич хлынули письма со всего мира. Она отвечала каждому. Тысячи читателей, тысячи друзей, тысячи гостей со всего земного шара. Петербургская тесная квартирка открыта для всех. Приходят, приезжают, прилетают, звонят, вызывают по скайпу знакомые и незнакомые.

Меня всегда поражала величественно-скромная царственность, отсутствие суетности при таком потоке народа. Поражала мера любви, ясночувствия, ясномыслия. Поражало и то, как могла эта невероятная женщина, после стольких предательств, подлостей, изуверств истребляющей идеологической машины выйти с таким зарядом света и невероятного человеколюбия.

Вглядываясь, я тридцать семь лет пыталась разгадать тайну какой-то неотмирной ее природы, величественной кротости, зоркости сердца, мудрости таланта, влюбленности в жизнь. Но тайна оставалась прикровенной и неизъяснимой.

Тамара Владиславовна как магнит притягивала людей. Это особый, непостижимый дар. Лагерное братство сидельцев за правду – особый народ. Вспоминали свои лагерные «курорты», шутили, балагурили, поминали и вспоминали ушедших, заботились о еще оставшихся. Все они помещались в просторном, преисполненном любви, сердце Тамары Петкевич. Творческое братство талантливых, самобытных, ярких, бесконечно фонтанирующих всем разнообразием художественных проявлений, тоже бурлило вокруг нее и тоже гнездилось в сердце. Жизнь с избытком в разноцветии великом.

Никогда не повернется мой язык применить к Тамаре Владиславовне глагол «была»: такая концентрация внутреннего света личности не подлежит рассеянию.

О красоте и благородстве Тамары Петкевич свидетельствовали многие выдающиеся современники.

Даниил Гранин: «Тамара Петкевич – явление исключительное и в нашей литературе, и в нашей истории».

Фазиль Искандер: «За последние годы самая сильная книга – "Жизнь – сапожок непарный" Тамары Петкевич... она достойна любой премии».

Режиссер Эльдар Рязанов: «Это для меня самая высокая литература, потому что она объединяет полную правду жизни и невероятный талант автора».

Драматург Леонид Зорин: «Тамара Владиславовна одарена Богом так щедро, как мало кто на этой земле. Это удивительная личность».

Режиссер : «Иногда мне кажется, что мир делится на тех, кто читал Петкевич, и тех, кто еще что-то очень важное про жизнь не узнал».

Александр Сокуров дарил ей диски со своими фильмами. А два года назад, когда Тамаре Владиславовне было уже 95, пригласил в жюри своего кинофестиваля.

Леонид Мозговой, Семен Спивак, Светлана Крючкова, Борис Аверин... Всех не перечесть, этот список бесконечен...

Но человеком чрезвычайной важности стал для Тамары православный священник Георгий (Кочетков). Их судьбоносная Встреча состоялась в Москве, в 1992 году, когда Тамарочка Владиславовна приехала из Питера крестить мою дочь, сорокодневную Василису.

– Вижу масштаб его личности,– говорила крестная об отце Георгии.

В последнем ее году на земле, во время серьезного кризиса, на грани ухода, Тамара обратилась с просьбой о приезде отца Георгия. Приезд задерживался... Отец Георгий был в паломничестве с братством. Тамара Владиславовна балансировала на грани, но ждала именно его, кротко, но твердо, отклоняя другие варианты. Отец Георгий приехал. Таинство исповеди и Причастия вершилось с участием нескольких членов братства и петербургского священника отца Михаила. Стало это со-Бытием выдающимся, которое и описать-то на нашем земном языке невозможно.

18 октября, на 98-м году жизни Тамара Владиславовна отошла ко Господу. Гений любви и свободы, прекрасная и невероятная, благодарение за свет любви Вашей, за подвиг одоленья, за красоту и мудрость бытия!

Людмила Мезенцева

Тамара Владиславовна Петкевич (29 марта 1920, Петроград ‑ 18 октября 2017, Санкт-Петербург) – российская актриса, театровед и писательница-мемуарист. Родилась в Петрограде в семье Владислава Иосифовича Петкевича (1890‑1938), члена ВКП(б) c 1918 года, арестованного и репрессированного в 1937 году. Была исключена из ВЛКСМ из-за ареста отца. В 1938 году закончила десятилетку и поступила в 1-й Государственный институт иностранных языков на английский факультет.

26 декабря 1940 года вышла замуж и уехала к мужу в ссылку в город Фрунзе. Работала театральным художником во Фрунзе. В январе 1943 года одновременно с мужем была арестована и 4 мая 1943 года осуждена по ст. 58-10 (часть II-ая) за контрреволюционную деятельность на семь лет лишения свободы, три года поражения в правах и конфискацию имущества. Срок отбывала в лагерях Киргизии, затем в Коми АССР в СЖДЛ (Северо-железнодорожный лагерь).

Освобождена в 1950 году. Из-за административной 39-й статьи, вписанной в паспорт, вернуться в Ленинград не могла. В качестве актрисы работала в театрах Шадринска (Шадринский государственный драматический театр), Чебоксар, Кишинёва.

В 1957 году реабилитирована. В Ленинград возвратилась в 1959 году. В 1962 году поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет. Закончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии в 1967 году, работала в Ленинградском Доме художественной самодеятельности заведующей репертуарным отделом.

По материалам Википедии

Мне всегда чудилось в ней что-то инопланетное. В каких-то суждениях и советах (хотя бы по поводу, например, моей жизни) она как будто поднималась «над» и смотрела на ситуацию откуда-то сверху… Я это чувствовала, поражаясь ее жесткой мудрости. «Деточка, это не ваше, — медленно говорила она. — Я тоже долго думала, что мое предназначение любить, — и страдала. Но потом поняла — я тут для другого. Меня для другого сюда послали».

Теперь она уже там, откуда нам ее послали 97 лет назад…

Еще недавно никому не надо было объяснять, кто такая Тамара Владимировна (когда реабилитировали отца и она стала Владиславовной, я так и не приучилась ее называть по–новому) Петкевич. Но информационный поток велик, память коротка, вырастают новые поколения, не читавшие «Жизнь — сапожок непарный», сравнимый разве что с «Крутым маршрутом».

Поэтому повторю.

Репрессирован отец-поляк. Дочь (старшая из трех, Тамара) не подписывает отречение от отца и пока не знает, что за ней следят, что на нее доносят товарищи и что в 23 года она тоже будет арестована (допросы влюбленного следователя составят сюжет через полвека!). Она пройдет десять лет лагерей и ссылок, родит в заключении сына, потом на много лет потеряет его, уже на свободе будет пытаться вернуть, но не вернет. К ней вернутся только внуки… Она случайно станет в лагере актрисой и вынесет эту профессию из-за колючей проволоки на свободу, в театры Чебоксар и Кишинева. А через много лет сменит профессию, окончит театроведческий и посвятит жизнь тем, кто в 60−70-е годы тоже был в социальном изгнании, — в любительском, самодеятельном театре. Будет работать вдали от официальных магистралей, в богом забытых ДК и клубах, например, в ДК Общества слепых — самых беспомощных. Тогда это не было в тренде и не называлось социальным проектом, просто люди тихо спасали других людей.

На 95-летии в Доме актера. Поздравляет Э. С. Кочергин. В центре ведущая вечера С. Крючкова
Фото — архив автора.

Лагерная любовь. Но ее срок уже кончается, она живет теперь в поселке, а он, смертельно больной, доживает последние дни в больнице. И постоянно она приходит к лагерю, чтобы он мог увидеть ее в окно, хотя рискует при этом получить пулю охранника. Начлаг — зверь. Но когда после смерти любимого человека она решается переступить лагерную границу, чтобы попросить разрешения похоронить тело в отдельной могиле, начлаг сам говорит ей: «Приходи ночью, я дам тебе подводу». И дает, и она везет тело на погост. Сама. Эта могила актера Николая Теслика существует в Княж-Погосте поныне, пока были силы, она ездила туда. А того начальника с его загадкой Т. В. найти не удалось.

На самом деле загадка была в ней, в ее «инопланетности». «Когда мы встретились на одной из колонн, ей было 25, и смотреть на нее невооруженным глазом было практически невозможно», — признавался еще на 70-летии Петкевич «японский шпион» и, как следствие, директор гулагского театра ТЭКО Соломон Ерухимович. Но и в 90, в марте 2010 года, и в 95, в марте 2015-го, Тамара Влад. будет так же нереально красива. И то, что в 80 она ездила по всему миру (по случаю переводов уже легендарной книги «Жизнь — сапожок непарный»), а почти в 90 написала и издала вторую часть мемуаров «Под небом звезд и страха», свидетельствует об абсолютной ее «инопланетности».

М. Дмитревсквя, С. Крючкова, Т. Петкевич на 95-летнем юбилее Т. В. Петкевич.
Фото — архив автора.

Об этой, второй, книге: «Бывший зэк, красивая женщина Тамара Петкевич входит в театр, где Шекспир, Островский… Она входит туда очень деликатно, с большим тактом, но поражает несоответствие той, лагерной ее жизни и этой, театральной… Как после лагерей можно войти в Островского?! Как после той жизни можно произносить реплики из Шиллера?! Как она может даже не играть, но хотя бы смотреть Гольдони?! Это непонятное чудо превращения написано очень сдержанно, взвешенно. Я помню старые весы в аптеках, Петкевич словно на этих весах…

Замирает сердце в той сцене, когда женщина, вернувшаяся из ада, хочет превратить убогое жилье в комнату… Потом смотришь на ее фотографию в какой-нибудь роли и думаешь: откуда у нее эта помада? Откуда эти молекулы пудры? Как они умудрялись выглядеть так красиво и так по-шиллеровски?»

Тамара Владимировна/Владиславовна прошла ад. Ее ненавидели за красоту в мире насилия, лесбиянства, уголовщины, ее боготворили за красоту, в нее влюблялись, в конце концов, именно красота стала поводом к ее первому актерскому выступлению. Это было уже в лагере, в Коми, после двух лет изнуряющего солнца Джангиджирского женского лагеря в Киргизии, на «мокрой трепке» кенафа, где болотные черви изъязвляли тела полумертвых-полуживых истощенных женщин, истыканных мельчайшими иголками конопли (не терновый венец — терновый мешок…), где раз в два месяца женщинам давали два литра воды и где однажды она спросила охранника: «А скольких вы убили?» и услышала: «Ты будешь седьмая».

Но неправильно будет сказать, что при жизни ей чего-то не успели сказать. Успели. Рукопись «Сапожка», хранившуюся в 70-е под половицами паркета, издали — и к Тамаре Влад. пришла не только слава — пришло множество людей, не только ее читателей, но обретших в этой книге свои судьбы бывших лагерников. Вот эту миссию — соединять людей, оставлять их в истории — она и считала главным своим предназначением. Для этого ее сюда послали.

Она выполняла эту миссию долго. Выполнила до конца. И ушла, если пользоваться названием ее второй книги, к звездам. Туда, где уже нет страха. Впрочем, она была образцом бесстрашия и мужества. Другой такой не знаю.

"Душу оставить себе!"

«Душу я оставляю себе. Без совладельцев…»
Из книги Т. Петкевич "« Жизнь-сапожок непарный»

Книгу Тамары Петкевич « Жизнь-сапожок непарный», вышедшую в лихие 90 -е годы найти было непросто. В библиотеке за ней записывались на месяц, а то и два вперед, а в магазине было и вовсе не достать.
Про себя могу сказать, что книгу эту брала по записи в библиотеке и читала, что называется, запоем – не могла оторваться, хотя она довольно объёмная. И очень долго находилась под сильным впечатлением от прочитанного. Особенно удивительно, что написана она не профессиональным писателем, а театральной актрисой.

ТАМАРА ПЕТКЕВИЧ - актриса, театровед, писательница, женщина редкой привлекательности и ещё большей силы духа. Её многое роднит с ещё одной неординарной женщиной - Татьяной Окуневской: тоже актриса (правда не такая известная) и тоже красавица. Как и Окуневская, она прошла весь ужас сталинских лагерей и выжила, не сломилась, не утратила жизнелюбия.

Она родилась в 1926 году в семье партийного работника Владислава Петкевича, арестованного как и многие, в роковом 1937 году (а в начале 1938 расстрелянного). Его дочь Тамара в 1943 уехала в Киргизию, вышла замуж за ссыльного. В январе 1943 года она и муж были арестованы. Ее осудили на 7 лет лишения свободы. Срок отбывала в лагерях Киргизии, затем в Коми. :

В лагере родила ребёнка, с которым была впоследствии разлучена. Во время пребывания в лагерях, работала медицинской сестрой, участвовала в театрально-эстрадном коллективе, состоящем из заключённых. «Душу я оставляю себе. Без совладельцев» – написала Тамара Петкевич. По ее словам, это единственное, что помогло выжить (мысль о самоубийстве приходила не раз).
Но встретилась подруга, убедившая: «Все это нужно пережить!» и научившая стойкости. Уголовники, которые пожалели и спрятали от насильников. Надзиратель, который помог похоронить, а не просто свалить в общую яму тело любимого.
И, конечно, дар судьбы - встреча с настоящим учителем – Александром Гавронским, который открыл в ней артистический талант.

30 января 1950 года она была освобождена, стала актрисой Сыктывкарского театра в Княж-Погосте. В 1957 реабилитирована, а в Ленинград возвратилась в 1959 году. В 1993 году Тамара Владиславовна написала о своей жизни и жизни других узников Гулага потрясающую по выразительности книгу « Жизнь-сапожок непарный», ставшую мировым бестселлером. Первая книга была написана, как выполнение данного себе в лагере обещания: «Когда-нибудь я все расскажу». Быть может, эта мысль и держала её крепче всего на земле. После выхода, эту книгу много лет было невозможно купить, а в библиотеках очередь на неё была расписана на несколько месяцев вперёд. Позднее она написала вторую книгу «На фоне звезд и страха» По книгам Петкевич был снят одноименный документальный фильм, в Петербурге поставлен спектакль, названный символически «По ту сторону смысла». Значимость книги и талант автора высоко оценили и за рубежом. Книга переведена на многие языки. В Германии книгу издали несколько раз. Тамара Петкевич награждёна Кавалерским крестом Ордена «За заслуги перед республикой Польша».

Вот несколько высказываний известных людей о книгах Тамары Петкевич:
«Потрясений человеческих у меня было в жизни два: Твардовский и Тамара Петкевич. Это не лагерная литература. Это литература русская. Это то, что даёт силы жить» (Татьяна Гердт)
«За последние годы самая сильная книга – "Жизнь – башмачок непарный" Тамары Петкевич. Это очень светлая книга, причем написанная просто, умно и блестяще. По-моему, она достойна любой премии и навсегда останется в русской литературе» (Фазиль Искандер)
«Я не мог оторваться, я плакал, и сейчас, когда вспоминаю свои впечатления - это невозможно, это невероятно. Я верю каждой фразе, каждому слову… Это для меня самая высокая литература, потому что она объединяет полную правду жизни и невероятный талант автора. Я должен сказать, что нахожусь под огромным впечатлением от этих двух книг». (Эльдар Рязанов)

Литературовед Борис Аверин в программе на телеканале «Культура» сказал: «От ее книг и просто человеческого облика веет таким теплом, такой радостью и таким счастьем, что вдруг убеждается, что она, действительно, очень счастливый человек. Почему? Потому что у нее есть талант сочувствия, потому что она очень остро чувствует, что такое искусство, что такое поэзия, театр, но главное - потому что петербургский интеллигент несет в себе чувство светлой благодарности Богу, жизни, миру и людям...».
А Философ Григорий Померанц, тоже прошедший ад сталинских лагерей, поставил книги Тамары Петкевич в один ряд с произведениями Шаламова и Солженицына.

А теперь стихи, написанные в 2010 году А. Андреевским и посвящённые
Тамаре Петкевич.

А душу – оставить себе,
Врагу – ни частицы, ни капли,
Навстречу суровой судьбе,
Идти в запредельные дали,
Куда ни забросит, нигде –
Врагу не сдаваться без боя,
И в самой тяжёлой беде,
Всегда оставаться собою.

А душу – оставить себе,
Одна и осталась – свободна,
Душа – лишь во власти Небес,
Вне стен, и решёток, и сводов,
Парит без оков, в облаках,
Над страшной страною ГУЛАГа,
Где стыло, и царствует страх,
И каждый пенёк – будто, плаха.

А душу – оставить себе,
Всецело, и без совладельцев,
Не будет покорной судьбе –
Свободное, гордое сердце,
И пусть вновь круты виражи,
И путь – через тернии снова,
Но всё ж, продолжается жизнь –
С надеждою, верой, любовью…

1920, 29 марта. — Родилась на Украине. Отец - комиссар Владислав Иосифович Петкевич (1890 - 10 февраля 1942). Мать -Ефросинья Фёдоровна Мочаловская.

Переезд в Петроград.

1927. — Поступление в ленинградскую школу № 182. Рождение сестры Валентины.

1930. — Рождение сестры Ренаты.

1930-е гг. — Арест отца по подозрению в принадлежности к царской армии. Пребывание в тюрьме на Шпалерной. Освобождение. Отправка отца «на раскулачивание» в Сибирь. Работа на торфоразработках.

1937, 22 ноября. — Арест отца - начальника транспортного цеха Назиевстроя. Переезд семьи в Ленинград. Исключение из ВЛКСМ. Поиски отца по тюрьмам. Организация передач в тюрьму на Шпалерную. Знакомство с Эриком и Барбарой Ионовной П. Отправка отца в этап. Приговор: 10 лет без права переписки в Магадан. Нелегальное письмо отца с Охотского моря.

1938-1940. — Подработка росписью по ткани (батиком). Окончание учебы в школе и поступление в 1-й Государственный институт иностранных языков. Друзья. Вызовы друзей в НКВД. Знакомство с В.Н. Яхонтовым и театральным миром. Болезнь. Получение предложения от Эрика выйти за него замуж. Отъезд во Фрунзе.

1941, июнь - 1942. — Начало Великой Отечественной войны. Смерть матери в блокадном Ленинграде. Смерть сестры Ренаты. Судьба средней сестры Валентины.

1942, осень. — Поступление во Фрунзенский медицинский институт.

1943, 30 января. — Арест. Препровождение в НКВД. Обвинение в контрреволюционной деятельности. Карцер. Допросы. Следствие.

1943, 4 мая. — Суд. Приговор: 7 лет лишения свободы, 3 года лишения гражданских прав, конфискация имущества (ст. 58-10/2). Перевод в городскую тюрьму.

1943. — Этап в Джангиджирский женский лагерь. Сельскохозяйственные работы. Переписка с мужем. Назначение бригадиром полевой бригады. Работа на строительстве овощехранилища. Этап на Новотроицкую колонну. Пять этапов по совхозам Киргизии. Беловодский лагерь. Издевательства уголовниц. Голод. Направление нормировщицей на завод. Бригадир Г. Батурин.
Первое выступление на сцене с очерком Е. Кононенко «Жена».

1943-1945. — Этап в Северно-железнодорожный лагерь в Коми АССР. Лагерная колонна «Светик». Работа на лесоповале. Организация концерта. Выступление Т.В. Петкевич. Перевод в огородную бригаду. Пожарные дежурства. Комиссовка по инвалидности. Отправка в лазарет при Урдомской колонне. Работа в хирургическом отделении лазарета. Доктор Ф.Я. Бахарев. Участие Т.В. Петкевич в концерте. Приезд агитбригады Театрально-эстрадного коллектива (ТЭК). Назначение Петкевич через политотдел в ТЭК. Этап в Княж-Погост.
Встреча с режиссёром Александром Осиповичем Гавронским. Его судьба.
Взаимоотношения с Ф.Я. Бахаревым. Отправка в штрафную колонну за самовольное нахождение на Урдомской колонне. Землекопные работы. Отправка в Межог. Беременность. Перевод в Княж-Погост на Центральный отдельный лагерный пункт. Репетиции с Гавронским пьесы Чехова «Юбилей».

1945, май - 1946. — Окончание Великой Отечественной войны. Жизнь и работа в ТЭК. Судьба Т.Г. Цулукидзе. Мастерица кукол Х. Фришер. Актрисы: Х. Волович, М. Гальперн. Начальник СЖДЛ Семён Иванович Шемина.
Рождение сына Юрия (12 декабря). Начальница сангородка А.П. Малиновская. Работа на оздоровительном пункте.

1947-1948, лето. — Передача сына на воспитание отцу Ф.Я. Бахареву. Работа манипуляционной сестрой для вольнонаёмных. Приезд в Межог артистов. Встреча с друзьями. Знакомство с Н.Д. Тесликом. Перевод в ТЭК. Участие в концертах и театральных постановках. Поездка ТЭК на лагпункт Ракпас. Встреча и А.О. Гавронским и друзьями.

1948-1949. — Краткие встречи с сыном. Получение пропуска для вольного хождения. Прощание с друзьями.

1950, 30 января - 27 июня. — Освобождение. Поиски работы. Болезнь Н.Д. Теслика. Поездка в Ленинград. Встреча с сестрой. Начало повторных арестов. Устройство на работу санитаркой при железнодорожной больнице станции Микунь. Получение разрешений на посещение больного Н.Д. Теслика. Его смерть.

1950-1953. — Получение комнаты совместно с Х. Фришер. Борьба за возвращение сына. Встречи с друзьями. Поездки в Ленинград. Вызовы в РО МГБ. Бегство с Севера. Поездка в Москву к Евдокии Васильевне, жене Ярослава Смелякова, в Череповец к А.Е. Бородиной, в Одессу к Ольге Петровне, жене А.О. Гавронского. Поездка в Москву в приемную прокуратуры на Кузнецком мосту. Освобождение Гавронского. Встречи в Одесской области.

1953-1960. — Работа в театре за Уральским хребтом. Приезд и совместная жизнь с Д. Фемистоклевичем. Переезд и работа в театре одного из приволжских городов. Полная реабилитация Т.В. Петкевич и её отца (сентябрь1957). Переезд в Кишинёв.
Смерть А.О. Гавронского (1958).

1960. — Возвращение в Ленинград.

1962-1967 . — Учёба на театроведческом факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).

? — Работа заведующей репертуаром в методическом центре Ленинградского Дома художественной самодеятельности (ЛДХС).

1993. — Издание воспоминаний "Жизнь - сапожок непарный ".

1996. — Вступление в Союз писателей.

* сведения, выходящие за рамки воспоминаний, выделены курсивом

Благодарности

Благодарим Тамару Владиславовну Петкевич за предоставленные Музею фотографии.