Архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ, викарий Московской епархии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии.

Родился 9 октября 1957 г. в Казахстане. Отроческие и юношеские годы провел в Кирове. После окончания восьми классов средней школы учился в Кировском строительном техникуме. В 1977-1979 гг. служил в рядах Советской армии.

После демобилизации работал в Вятском епархиальном управлении, одновременно исполняя обязанности иподиакона епископа Вятского и Слободского Хрисанфа (Чепиля).

В 1983 г. закончил Московскую духовную семинарию, в 1987 г. - Московскую духовную академию. Кандидат богословия, защитил диссертацию на тему «Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках».

27 июля 1986 г. пострижен в монашество с именем Евгений, 3 августа рукоположен в сан иеродиакона, 28 августа - во иеромонаха.

В марте 1988 г., ко дню Святой Пасхи, возведен в сан игумена.

1 января 1989 г. возведен в сан архимандрита и назначен заместителем ректора Московских духовных школ по административно-хозяйственной работе.

6 августа 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен ректором Ставропольской духовной семинарии.

28 февраля 1994 г. указом Святейшего Патриарха Алексия назначен и.о. председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

18 июля 1995 г. назначен ректором Московских духовных школ с сохранением должности и.о. председателя Учебного комитета.

Определением Священного Синода от 18 июля 1999 г. назначен заместителем пpедседателя Синодальной богословской комиссии.

11 апреля 2004 г. по представлению Ученого совета МДА резолюцией Святейшего Патриарха Алексия удостоен ученого звания профессора Московской духовной академии.

Член Общественного совета Центрального федерального округа (член комиссии по вопросам образования).

Член Совета по связям с религиозными организациями при президенте Российской Федерации. Член совета Всемирного русского народного собора. В 2005-2007 гг. - член комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью.

Образование:
1983 г. - Московская духовная семинария.

1987 г. - Московская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:
Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках (кандидатская диссертация).

Богословское образование в России: История, современность, перспективы (сборник). М., 2004.

Церковные награды:

1985 г. - медаль прп. Сергия Радонежского II ст.;
1994 г. - орден св. Саввы Сербского III ст. Сербской Православной Церкви;
1997 г. - орден равноап. кн. Владимира III ст.;
2004 г. - орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
2007 г. - орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
2011 г. - орден свт. Кирилла Туровского I ст. Белорусской Православной Церкви.

Светские награды: орден Дружбы (2008 г.)


и.о. с 28 февраля 1994 года Предшественник: Александр (Тимофеев)
Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии
c 18 июля 1995 года Предшественник: Филарет (Карагодин) Рождение: 9 октября (1957-10-09 ) (61 год)
посёлок Маяковский, Акмолинская область , КазССР Принятие священного сана: 3 августа 1986 года Принятие монашества: 27 июля 1986 года Епископская хиротония: 16 апреля 1994 года Награды:

Архиепи́скоп Евге́ний (в миру - Вале́рий Ге́рманович Реше́тников ; 9 октября , посёлок Маяковский, Акмолинская область , КазССР) - епископ Русской православной церкви ; с 16 апреля 1994 года епископ, а с 25 февраля 2000 года архиепископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси . Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии (с 18 июля 1995 года); с 28 февраля 1994 года и. о. председателя, а с 18 июля 1998 года председатель Учебного комитета РПЦ . С 7 февраля 2004 года состоит членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. С 1999 года член Церковно-научного совета по изданию Православной энциклопедии . С 2012 года член Общественной палаты Центрального федерального округа .

Стал членом образованной 26 декабря 2003 года комиссии при Священном Синоде Русской православной церкви по диалогу с РПЦЗ , которая подготовила Акт о каноническом общении , подписанный 17 мая 2007 года.

Труды

  • Кандидатская диссертация: «Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках» (1987 г.)
  • Богословское образование в России: История, современность, перспективы (сборник). Москва, 2004.

Награды

Государственные

Церковные

Напишите отзыв о статье "Евгений (Решетников)"

Примечания

Ссылки

  • // Патриархия.Ru
  • на сайте МДА
Интервью
  • // Патриархия.Ru

Отрывок, характеризующий Евгений (Решетников)

«Да, что бишь еще неприятное он пишет? вспоминал князь Андрей содержание отцовского письма. Да. Победу одержали наши над Бонапартом именно тогда, когда я не служу… Да, да, всё подшучивает надо мной… ну, да на здоровье…» и он стал читать французское письмо Билибина. Он читал не понимая половины, читал только для того, чтобы хоть на минуту перестать думать о том, о чем он слишком долго исключительно и мучительно думал.

Билибин находился теперь в качестве дипломатического чиновника при главной квартире армии и хоть и на французском языке, с французскими шуточками и оборотами речи, но с исключительно русским бесстрашием перед самоосуждением и самоосмеянием описывал всю кампанию. Билибин писал, что его дипломатическая discretion [скромность] мучила его, и что он был счастлив, имея в князе Андрее верного корреспондента, которому он мог изливать всю желчь, накопившуюся в нем при виде того, что творится в армии. Письмо это было старое, еще до Прейсиш Эйлауского сражения.
«Depuis nos grands succes d"Austerlitz vous savez, mon cher Prince, писал Билибин, que je ne quitte plus les quartiers generaux. Decidement j"ai pris le gout de la guerre, et bien m"en a pris. Ce que j"ai vu ces trois mois, est incroyable.
«Je commence ab ovo. L"ennemi du genre humain , comme vous savez, s"attaque aux Prussiens. Les Prussiens sont nos fideles allies, qui ne nous ont trompes que trois fois depuis trois ans. Nous prenons fait et cause pour eux. Mais il se trouve que l"ennemi du genre humain ne fait nulle attention a nos beaux discours, et avec sa maniere impolie et sauvage se jette sur les Prussiens sans leur donner le temps de finir la parade commencee, en deux tours de main les rosse a plate couture et va s"installer au palais de Potsdam.
«J"ai le plus vif desir, ecrit le Roi de Prusse a Bonaparte, que V. M. soit accueillie еt traitee dans mon palais d"une maniere, qui lui soit agreable et c"est avec еmpres sement, que j"ai pris a cet effet toutes les mesures que les circonstances me permettaient. Puisse je avoir reussi! Les generaux Prussiens se piquent de politesse envers les Francais et mettent bas les armes aux premieres sommations.
«Le chef de la garienison de Glogau avec dix mille hommes, demande au Roi de Prusse, ce qu"il doit faire s"il est somme de se rendre?… Tout cela est positif.
«Bref, esperant en imposer seulement par notre attitude militaire, il se trouve que nous voila en guerre pour tout de bon, et ce qui plus est, en guerre sur nos frontieres avec et pour le Roi de Prusse . Tout est au grand complet, il ne nous manque qu"une petite chose, c"est le general en chef. Comme il s"est trouve que les succes d"Austerlitz aurant pu etre plus decisifs si le general en chef eut ete moins jeune, on fait la revue des octogenaires et entre Prosorofsky et Kamensky, on donne la preference au derienier. Le general nous arrive en kibik a la maniere Souvoroff, et est accueilli avec des acclamations de joie et de triomphe.
«Le 4 arrive le premier courrier de Petersbourg. On apporte les malles dans le cabinet du Marieechal, qui aime a faire tout par lui meme. On m"appelle pour aider a faire le triage des lettres et prendre celles qui nous sont destinees. Le Marieechal nous regarde faire et attend les paquets qui lui sont adresses. Nous cherchons – il n"y en a point. Le Marieechal devient impatient, se met lui meme a la besogne et trouve des lettres de l"Empereur pour le comte T., pour le prince V. et autres. Alors le voila qui se met dans une de ses coleres bleues. Il jette feu et flamme contre tout le monde, s"empare des lettres, les decachete et lit celles de l"Empereur adressees a d"autres. А, так со мною поступают! Мне доверия нет! А, за мной следить велено, хорошо же; подите вон! Et il ecrit le fameux ordre du jour au general Benigsen
«Я ранен, верхом ездить не могу, следственно и командовать армией. Вы кор д"арме ваш привели разбитый в Пултуск: тут оно открыто, и без дров, и без фуража, потому пособить надо, и я так как вчера сами отнеслись к графу Буксгевдену, думать должно о ретираде к нашей границе, что и выполнить сегодня.
«От всех моих поездок, ecrit il a l"Empereur, получил ссадину от седла, которая сверх прежних перевозок моих совсем мне мешает ездить верхом и командовать такой обширной армией, а потому я командованье оной сложил на старшего по мне генерала, графа Буксгевдена, отослав к нему всё дежурство и всё принадлежащее к оному, советовав им, если хлеба не будет, ретироваться ближе во внутренность Пруссии, потому что оставалось хлеба только на один день, а у иных полков ничего, как о том дивизионные командиры Остерман и Седморецкий объявили, а у мужиков всё съедено; я и сам, пока вылечусь, остаюсь в гошпитале в Остроленке. О числе которого ведомость всеподданнейше подношу, донеся, что если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней, то весной ни одного здорового не останется.
«Увольте старика в деревню, который и так обесславлен остается, что не смог выполнить великого и славного жребия, к которому был избран. Всемилостивейшего дозволения вашего о том ожидать буду здесь при гошпитале, дабы не играть роль писарскую, а не командирскую при войске. Отлучение меня от армии ни малейшего разглашения не произведет, что ослепший отъехал от армии. Таковых, как я – в России тысячи».
«Le Marieechal se fache contre l"Empereur et nous punit tous; n"est ce pas que с"est logique!
«Voila le premier acte. Aux suivants l"interet et le ridicule montent comme de raison. Apres le depart du Marieechal il se trouve que nous sommes en vue de l"ennemi, et qu"il faut livrer bataille. Boukshevden est general en chef par droit d"anciennete, mais le general Benigsen n"est pas de cet avis; d"autant plus qu"il est lui, avec son corps en vue de l"ennemi, et qu"il veut profiter de l"occasion d"une bataille „aus eigener Hand“ comme disent les Allemands. Il la donne. C"est la bataille de Poultousk qui est sensee etre une grande victoire, mais qui a mon avis ne l"est pas du tout. Nous autres pekins avons, comme vous savez, une tres vilaine habitude de decider du gain ou de la perte d"une bataille. Celui qui s"est retire apres la bataille, l"a perdu, voila ce que nous disons, et a ce titre nous avons perdu la bataille de Poultousk. Bref, nous nous retirons apres la bataille, mais nous envoyons un courrier a Petersbourg, qui porte les nouvelles d"une victoire, et le general ne cede pas le commandement en chef a Boukshevden, esperant recevoir de Petersbourg en reconnaissance de sa victoire le titre de general en chef. Pendant cet interregne, nous commencons un plan de man?uvres excessivement interessant et original. Notre but ne consiste pas, comme il devrait l"etre, a eviter ou a attaquer l"ennemi; mais uniquement a eviter le general Boukshevden, qui par droit d"ancnnete serait notre chef. Nous poursuivons ce but avec tant d"energie, que meme en passant une riviere qui n"est рas gueable, nous brulons les ponts pour nous separer de notre ennemi, qui pour le moment, n"est pas Bonaparte, mais Boukshevden. Le general Boukshevden a manque etre attaque et pris par des forces ennemies superieures a cause d"une de nos belles man?uvres qui nous sauvait de lui. Boukshevden nous poursuit – nous filons. A peine passe t il de notre cote de la riviere, que nous repassons de l"autre. A la fin notre ennemi Boukshevden nous attrappe et s"attaque a nous. Les deux generaux se fachent. Il y a meme une provocation en duel de la part de Boukshevden et une attaque d"epilepsie de la part de Benigsen. Mais au moment critique le courrier, qui porte la nouvelle de notre victoire de Poultousk, nous apporte de Petersbourg notre nomination de general en chef, et le premier ennemi Boukshevden est enfonce: nous pouvons penser au second, a Bonaparte. Mais ne voila t il pas qu"a ce moment se leve devant nous un troisieme ennemi, c"est le православное qui demande a grands cris du pain, de la viande, des souchary, du foin, – que sais je! Les magasins sont vides, les сhemins impraticables. Le православное se met a la Marieaude, et d"une maniere dont la derieniere campagne ne peut vous donner la moindre idee. La moitie des regiments forme des troupes libres, qui parcourent la contree en mettant tout a feu et a sang. Les habitants sont ruines de fond en comble, les hopitaux regorgent de malades, et la disette est partout. Deux fois le quartier general a ete attaque par des troupes de Marieaudeurs et le general en chef a ete oblige lui meme de demander un bataillon pour les chasser. Dans une de ces attaques on m"a еmporte ma malle vide et ma robe de chambre. L"Empereur veut donner le droit a tous les chefs de divisions de fusiller les Marieaudeurs, mais je crains fort que cela n"oblige une moitie de l"armee de fusiller l"autre.
[Со времени наших блестящих успехов в Аустерлице, вы знаете, мой милый князь, что я не покидаю более главных квартир. Решительно я вошел во вкус войны, и тем очень доволен; то, что я видел эти три месяца – невероятно.

— Владыка, Вы закончили Академию 25 лет назад. Какое событие времен учебы для Вас самое памятное?

— Постриг.

Я принял его после III курса Академии (тогда учились 4 года в семинарии и 4 года в Академии). Затем последовало рукоположение во иеродиакона и через месяц - во иеромонаха. Это было некое воплощение того, о чем мы читали, думали, размышляли, к чему готовились в годы учебы.

— А что-то связанное с Академией?

— Окончание Академии было драматично. В конце сентября 1986 года, когда я учился на 4 курсе, в Академии произошел пожар. Пятеро студентов третьего курса семинарии погибли, и мы все очень тяжело переживали эту потерю. Ребята были совсем молодыми, к тому же, на их месте мог оказаться любой из нас.

Из-за пожара сильно пострадали помещения Академии: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие, пострадал академический храм. Так что та зима для всей Академии прошла тяжело. Мы напряженно трудились, помогая восстановить здания, ведь в 1988 году в Лавре готовились проводить Поместный Собор. Так что весь следующий после пожара год шла грандиозная стройка. Конечно, не все сделали качественно, потому что работали в спешке, но, тем не менее, к празднованию Тысячелетия Крещения Руси Академия была восстановлена.


На IV курсе я был помощником инспектора, по теперешнему наименованию - помощником проректора по воспитательной работе, а потом меня назначили помощником моего однокурсника, нынешнего архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, который был заместителем ректора по административно-хозяйственной работе. Нас, молодых иеромонахов, только что закончивших Академию, бросили на строительные работы. Не хватало опыта.

Конечно, было непросто, но, с другой стороны, оглядываясь назад, я вижу, что все было промыслительно. Нам довелось участвовать в деле восстановления Академии и в подготовке Юбилейного Поместного собора. Это исторические события, и я благодарю Бога, что Он дал возможность быть к ним причастным.

— Чем Вам запомнился собор?

— В актовом зале Академии стояли мониторы, на которых мы смотрели трансляцию заседаний собора из Трапезного храма. Помню, как тогдашний ректор академии, председатель Учебного комитета Русской Церкви владыка Александр в своем выступлении сказал: "Нам необходимо открыть еще три семинарии". Сейчас сложно представить себе, что значат эти слова. Но тогда это было нечто грандиозное. В Советском Союзе было всего три семинарии - Московская, Санкт-Петербургская и Одесская. И вот владыка сказал об открытии еще трех. Это значило, что было разрешение на самом деле открыть еще три семинарии. Тогда не было принято аплодировать, но эти слова владыки были встречены аплодисментами

И после собора действительно были открыты Киевская, Минская и Тобольская семинарии, куда поехал владыка Димитрий. Это все были эпохальные события, которые говорили о том, что отношение государства к Церкви меняется.

— Учась в семинарии, Вы не ожидали такого поворота событий?

— Конечно нет! Мы не подозревали и не думали, что такие изменения произойдут в нашем государстве. Казалось, что существующая в государстве идеология незыблема и сдвинуть эту твердыню невозможно. Помню, мы учились на III курсе семинарии, один из наших однокурсников пришел и сказал: «Братцы, Донской монастырь отдают». Мы его подняли на смех: «Ты шутишь? Шути о чем-то менее серьезном». В голове даже не укладывалось, что такое возможно, ведь тогда не могло быть и речи об открытии и передаче храмов и монастырей. А потом передали Данилов монастырь (хотя первые слухи пошли о Донском) и ситуация постепенно стала меняться. Мы учились и готовились осуществлять свое служение в реалиях советской эпохи, когда Церковь была гонима, и вдруг, когда мы закончили Академию, эти изменения ворвались в нашу жизнь. В какой-то степени мы были к этому не готовы. Пришлось буквально на ходу вступать в реалии этого нового бытия, ориентироваться на ходу. Теперь уже 25 лет позади, а кажется, что все это было так недавно.

— Вы часто встречаетесь с однокурсниками?

— Раз в пять лет. Очень интересно встретиться после того, как не виделись несколько лет. В годы учебы восприятие одно: мы все студенты, живем единой семьей, интересами, целями. А после совершенно другое: учеба закончилась, мы все разлетелись по разным городам, у каждого свое направление деятельности, свое послушание. Интересно встретиться, обсудить, кто в каком качестве служит в Церкви, чем живет, обменяться мнениями, воспоминаниями.

— Что чаще всего вспоминаете?

— Как учились, что бывало на занятиях, как на лыжах, на коньках катались.

А теперь мы все меняемся, становимся старше, уже волосы седеют, борода седая у многих… И интересно вспомнить, какими мы были 25 лет назад, какое отрадное это было время.

— А чем оно хорошо?

— Студенчество - это вообще особенное время, в какой-то степени беззаботное, когда до конца не осознаешь, что ждет впереди. Это естественное состояние молодости. Пока учишься, представляешь себе жизнь немного не такой, какая она на самом деле. И есть некая беззаботность в отношении будущего. Ты не знаешь, что произойдет, и до какого-то времени у тебя нет необходимости об этом думать. Мы жили, питались, молились вместе, а потом вдруг разлетелись в разные стороны. И, конечно, наши встречи - очень запоминаются и задевают за живое.

— Наверное, не только у всех студентов - и духовных, и светских школ - не вполне ясное представление о реалиях жизни и даже о своем будущем. Что бы Вы могли посоветовать, чтобы человек, получив диплом, не «споткнулся», не упал, столкнувшись с реальной жизнью?

— То, что студент не осознает, как будет жить дальше, естественно. Важно не поддаваться духу времени, ведь дух времени очень лукав.

Окружающий нас мир пестрит современными технологиями, дает вал информации, и важно не потеряться в нем. А для этого надо иметь в себе стержень православия и постараться пронести его через всю жизнь

Семинария дает зародыш этого стержня, а укреплять его придется на протяжении всей жизни.

— Но как? Ведь жизнь в семинарии не всегда этому способствует. Например, если человек с детства или очень часто бывает в алтаре, может развиться не то что нетрепетное отношение к святыни, а даже что-то вроде цинизма?

— От одного старого архиерея, сына священника, я слышал, что отец не дозволял ему входить в алтарь до 15-16 лет, чтобы посещение алтаря не стало чем-то обыденным. Допускать обыденности нельзя в молитве и во всем остальном.

— А как быть, когда тебе нужно прочитать, например, тексты святых отцов к экзамену? Ведь тут не то что неблагоговейно будешь читать, а еще и торопиться и возмущаться, что написано так много и так объемно. И речи не будет о том, чтобы воспринять святоотеческий опыт.

— В этом плане искушения есть. И мы всегда говорим, что образование - двуединый процесс - получение знаний и воспитание. И самое главное тут - самовоспитание. А для него нужно создать условия.

Большой «плюс» Московской духовной академии - то, что они находятся в Троице-Сергиевой лавре. Студент всегда может пойти на исповедь или на беседу с опытным духовником. Огромная ценность, что многие лаврские духовники сами учились у нас и знают жизнь духовной школы изнутри, так что многие вопросы, с которыми к ним приходят студенты, им более чем знакомы и они могут дать мудрый совет.

— Какие еще могут быть искушения?

— Когда человек только переступает порог духовной школы, он готов, условно говоря, креститься на каждый угол. Со временем это проходит. И в церковной жизни то же самое: если человек искренне идет в первый раз на исповедь, он переживает это Таинство очень остро, а потом это становится чем-то более привычным и, повторюсь, обыденным. Это естественно.

— Но неправильно?

— Лучше, чтобы этого не было. И тут вступает в силу внутренняя борьба.

— А как себя правильно настроить?

— Самое главное - чтобы человек понял, что обыденности или автоматизма в духовной жизни допустить нельзя.

Например, перед хиротонией человек заучивает определенные молитвы, потому что он должен их знать. Но это не значит, что и потом эти молитвы нужно произносить формально. Формализма в служении быть не должно! Здесь искушения на самом шагу. Но процесс личностного становления - это не очень просто. И если человек сам лично не задумается о том, что это нужно, никакая духовная школа не заставит его это сделать. Но жесткий контроль и не входит в нашу задачу.

— Хорошо. Но эти вопросы хотя бы как-то обговариваются старшими, более опытными людьми?

— У нас есть курсовые наставники, сейчас мы ввели тьюторов, которые существуют для того, чтобы помочь человеку в его образовании, учебе и личностном становлении. Плюс, как я уже говорил, есть духовничество.

— Вы шалили?

— Студенты шалили во все времена. Главное - чтобы жизнь не была построена только на нарушении. Шалость - не злость, злость - когда это входит в систему. А оступиться может каждый.

Также и в богослужении. Можно очень хорошо знать его строй. Но когда ты служишь сам, произносишь молитвы в реальной ситуации богослужения, это совсем иное, чем в классе. Молитва всегда должна быть молитвой. В идеале приносить бескровную жертву должно быть страшно всегда.

— А что это за переживание, когда сам совершаешь хиротонию? Ведь немногие люди в Церкви могут рукополагать.

— Каждый раз, когда совершаю хиротонии, мне вспоминается моя хиротония. Чувство, переживание, которое испытываешь во время хиротонии, незабываемо. Этого объяснить невозможно.

— Люди по-разному воспринимают хиротонию?

— Да, очень по-разному. Может быть и некая растерянность, и слезы, - что угодно. Это говорит о том, что человек неформально подходит к Таинству.

— Для Вас совершаемая хиротония - это что? Радость?

— Да. Радость, что еще прибыло в нашем полку, что приумножилось количество тех, кто будет служить Церкви.

— Человек меняется после хиротонии?

— Мне здесь вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста, о том, что бывают моменты, когда Господь дает человеку почувствовать действие благодати. А потом как бы отступает. У меня такие состояния были при постриге и при последующих хиротониях.

— Но если все так хорошо, зачем Он отступает?

— Как пишет святитель Иоанн Златоуст, Господь на самом деле не отступает, а дает человеку возможность ощутить, что такое благодать и что значит добиться благодатного состояния уже своим трудом. Конечно при содействии Божием.

Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата избранархиепископ Верейский Евгений. “Правмир” собрал главные факты из биографии владыки и цитаты из его интервью разных лет.

8 фактов об архиепископе Верейском Евгении

1. Будущий архиепископ Верейский Евгений (в миру Валерий Германович Решетников) родился в Казахстане в 1957 году, а его юность прошла в Кирове.

2. Будущий архиепископ окончил строительный колледж и служил в армии. Только после демобилизации в 1979 году он поступил на службу в епархиальное управление. Год спустя его принимают в Московскую духовную семинарию, через 3 года – в Московскую духовную академию. В 1986 год, после третьего курса академии, он принимает монашеский постриг с именем Евгений.

3. В 1986 году, в последний год учебы Евгения, в Академии произошел пожар. Погибло 5 студентов семинарии, сильно пострадало здание: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие. Восстановить здание было необходимо к 1988 году, когда завершалось празднование 1000-летия Крещения Руси. Главная ответственность за восстановление академии лежала на иеромонахе Евгении и он успешно справился с задачей.

4. В 1991 году архимандрит Евгений был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии. Во время его работы городские власти отдали епархии и семинарии просторный архиерейский дом, примыкающий к кафедральному собору и семинарии. Это благоприятно сказалось на условиях жизни семинаристов.

5. В 1994 году архимандрит Евгений был назначен исполняющим обязанности председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Ему предстояло решить проблему нехватки священников из-за стремительного роста приходов в начале 90-х

6. В апреле 1994 года состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, которую возглавил Свя­тейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

7. Епископ Евгений провел реформу духовной школы. Духовная семинария, которая готовит священников для Церкви, стала полноценной высшей школой, а духовная академия – специализированной школой, где обучаются научно-богословские кадры и преподавателей духовно-учеб­ных заведений. Новый опыт был отработан сначала в Московских духовных школах, а затем позаимствован другими учебными заведениями.

8. Владыка награжден орденом св. князя Влади­мира III степени, орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а также орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В 2008 году президент России Владимир Путин наградил архиерея орденом Дружбы. Он также с февраля 2004 года входит в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Фото Александра Бурого / “Татьянин день”

10 цитат архиепископа Верейского Евгения

Об отношении к духовенству в обществе

Сегодня священник – уважаемый человек, хотя иногда его и лупят. И очень сильно лупят. Мне кажется, сейчас эта тенденция, увы, набирает силу. Зато тем, кто выбирает для себя путь священника, это дает возможность реально смотреть на вещи. Не все так безоблачно в нашем обществе, как может показаться на первый взгляд. Сегодня наше общество очень свободное, особенно с точки зрения нравов. Я говорю о свободе и в отрицательном отношении.

О свободе

В нашем обществе, на мой взгляд, перепутаны понятия свободы и вседозволенности. На каждом шагу говорят о свободе. И мы говорим о свободе. Но свободу каждый понимает по-своему. Если мы, как православные, говорим, что свобода – это прежде всего свобода во Христе, свобода от греха, то современный человек в большинстве своем понимает под свободой полную вседозволенность – что хочу, то и ворочу.

О миссионерстве

До революции священники с миссией ехали на окраины империи – на Дальний Восток, например. А сейчас надо с миссией ехать в Москву и Петербург. Это актуально, поверьте. И вот здесь задачи пастырей ХX века и века ХХI очень похожи. Методы, способы и технологии, конечно, другие. А говорить все равно нужно о том же, о чем говорили и тысячу, и две тысячи лет назад. Чтобы человек задумался, по крайней мере, о вечности. Ведь проблема современного человека в том, что он живет так, будто будет существовать вечно.

О кадровом голоде в Церкви

Правда, если в 90-е это был настоящий кадровый кризис, то сегодня можно сказать, что мы ощущаем кадровый дефицит в среде духовенства. И, к сожалению, в обозримом будущем – по крайней мере, в ближайшие пять-десять лет – он не будет преодолен. Ведь храмы по-прежнему открываются. Конечно, этот процесс идет не так активно, как в 90-е годы, но и сегодня каждая епархия открывает, открывает и открывает храмы. Мы этому, безусловно, радуемся. Но одновременно понимаем, что новые времена ставят перед нами новые вызовы.

О воспитании пастырей

Я считаю, что семинария обязательно должна располагаться в монастыре. Когда человек приходит учиться в семинарию, он, во-первых, приобретает новый религиозный опыт, а во-вторых, на него сваливается огромная масса информации. Но когда эта масса информации не подкрепляется внутренней духовной жизнью, может развиться некий внутренний диссонанс. Это вполне естественный процесс. И здесь главное – живое общение с опытным духовником, а также соприкосновение с монашеским опытом. Молодой семинарист нередко нуждается в подсказке, как ему поступить в той или иной ситуации, как ему строить личную или семейную жизнь. В конце концов, необходимо помочь ему определиться, что ему ближе – семейная жизнь или монашество? Это же такое важное решение!

Об интернете

Будущий священник тем более не может отрешиться от того, чем и как живет его будущая паства. Вместе с тем современные технологии, такие как интернет, таят в себе много соблазнов, будь то прямое распространение греха, или же – более тонкий соблазн – подмену ими самостоятельной мыслительной работы, научной дискуссии или даже просто живого человеческого общения. Ведь как просто, например, зайти на пару форумов, посмотреть, что люди говорят по заданной теме, и пересказать своими словами. Быстрота и доступность интернет-технологий могут помешать человеку приобрести такой простой навык, как «посидеть-подумать». Одна из задач академии, когда она предоставляет студенту доступ к современным технологиям, – научить его пользоваться ими правильно.

О преподавании религии в школах

На нас, пастырях и прихожанах Русской Православной Церкви, лежит немалая ответственность за будущее нашей страны. Нужно постепенно вводить в наши школы основы веры, хотя бы пытаться это делать – каждый в меру своих сил: на уроках, в беседах, в воскресных школах. Нужно помочь людям, детям вспомнить о Христе, прийти ко Христу. И помнить слова апостола Иакова: «Ты мне покажи свою веру без дел твоих, и я тебе покажу мою веру из дел моих». Люди поверят нам только в том случае, если высокие истины, о которых мы будем им говорить, непременно, хотя бы отчасти, станут принципами нашей собственной жизни, самой жизнью.

О Церкви и государстве

Святейший Патриарх неоднократно говорил о том, что Церковь не должна становиться государственным ведомством. Мы за гармонию в отношениях с государством, во многом цели и задачи у нас одинаковые, в том же воспитании молодежи, патриотизме. Мне сегодня в некоторых аудиториях приходится говорить о том, что наши академии – это академии духовной безопасности. Ведь никакой заокеанский проповедник патриотизму учить не будет. Церковь на протяжении 1000 лет, что она находится на этой земле, учила патриотизму, поддерживала российскую государственность, и во многом эту государственность – на базе православных ценностей – формировала. Многие законы, изложенные в Евангелии, пересказанные юридическим языком, стали законами Российской империи. Они и сейчас присутствуют в нашем законодательстве.

О вере и науке

Людям давно пора освободиться от одного из самых устойчивых предрассудков: противопоставления религии науке, как иррационального подхода рациональному. Без этого мы ничего не сможем изменить ни в образовательной, ни в воспитательной системе. И все наши разговоры будут в лучшем случае лишь констатацией фактов.

Научное познание не может в полной мере ответить на внутренне присущее каждому человеку стремление понять, что есть мир, в котором он живет, и каков смысл человеческого существования в нем?

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ