В воскресенье 2 августа, в , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у стен собора святого равноапостольного князя Владимира. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сей воскресный день совпадает с праздником святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был великим и грозным провидцем Божией воли и Божией правды, он целью жизни полагал ограждение народа своего от прельщения язычеством и боролся с языческой ложной рукотворной верой силой своей молитвы, силой своего слова и силой чудодейственной.

Сегодня в воскресный день полагается чтение отрывка из первой главы Первого послания к Коринфянам. Апостол Павел обращается к жителям древнего Коринфа и говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений (1 Кор. 1, 10). Апостол призывает к тому, чтобы они были едины в мыслях и едины в духе. И слова его не случайны, потому что юная Коринфская Церковь разделилась: многие проповедовали в этом известном городе - одном из центров тогдашнего греческого и римского мира, и каждый хотел идти за своим проповедником - одни за Павлом, другие за Петром, третьи за Аполлосом. И восклицает апостол Павел: Разве разделился Христос? (1 Кор. 1, 13), и призывает и умоляет именем Господа Иисуса Христа быть Коринфской Церкви единой.

Совершая в этот воскресный день и день памяти святого пророка Божия Илии торжественное богослужение в древнем Херсонесе, у места крещения святого благоверного князя Владимира, мы, конечно, вспоминаем и это событие. Великий князь здесь, на той земле, где мы сейчас стоим, войдя в купель и выйдя из нее, отряс слепоту душевную и вкупе с ней телесную. Он стал новым человеком - воспринял истину Христову; и жизнь свою посвятил тому же, чему посвятил жизнь пророк Божий Илия - борьбе с язычеством.

Как удивительно, что по стечению обстоятельств эти события совпали в сегодняшнем торжественном богослужении: и воспоминания о пророке Илии, и воспоминания о князе Владимире, и замечательное апостольское чтение о единстве Церкви - все эти мысли соединяются воедино и одна восполняет другую.

Казалось бы, борьба с язычеством перестала быть актуальной. Две тысячи лет существует Церковь Христова, две тысячи лет она призывает людей к высшему Божественному идеалу жизни, который был указан Самим Христом. Казалось бы, что проще: следовать этому идеалу, воплощать его в жизнь и получать от Бога то, что Он обещал каждому, кто любит Его и кто слышит Его слово. А Господь обещал жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10) - полноту человеческого бытия, которая начинается здесь, в этой земной человеческой реальности, и переходит в вечность, в немеркнущее Божественное Царство. Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восемьюдесятью годами человеческой жизни. Какие могут быть иные, ложные боги, какие могут быть идолы, какая сила может заслонить эту перспективу вечной жизни?

Но мы знаем, что живы идолы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно этим идолом была человеческая идея, которая была соединена с политической практикой. Такое соединение идеи с политической практикой мы называем идеологией. Та идеология сформировала свои ценности, создала своих идолов. Ведь идол - это рукотворный бог, который физически делается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные ослепленные люди. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельности - мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни - загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком - это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные потребности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколько могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ и государств.

А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга - материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы.

Мы молимся у стен храма, который был построен через 900 лет после крещения князя Владимира и который недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего народа. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одновременно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости.

Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и поклоняясь ложным богам, то в основу объединения полагаются опасные идеи, которые не столько объединяют, сколько разделяют народ.

Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: «Вот этот плохой!», а ты с ним согласился, ты уже, вроде бы, становишься его близким. Есть даже такое понятие - дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то - это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все - идолопоклонство.

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ - и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа , - какие потрясающие слова Апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который воспоминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохранять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой посеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей.

И верим, что Господь приклонит к нам милость. Верим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохранить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстречу Его Божественному и немеркнущему Царству. Аминь.

Сегодня мы вспоминаем о пророке Божием Илие, и первое, что приходит на ум, это восхищение талантами и возможностями, которые Господь ему даровал. Пророк Божий Илия обладал беспримерной ревностью — это тоже дар Божий. Благодаря этой ревности творил чудеса. Мы знаем, как он заключил небо, как воскресил сына вдовы, как он низвел огонь с небес. Это все совершила его ревность.



А ревность без решимости существовать не может. А решимость не может существовать без смелости. Вот до чего мы с вами дошли: решимость следовать заповедям Христовым до конца возникает в ответ на эту решимость, потому что мы сознательно и бессознательно понимаем, что шествие за Христом — это шествие на Голгофу, на Распятие. И после мы знаем, как пророк Божий Илия низвел огонь с небес и опалил жертвы, которые приносились в то время Богу.

Помните это испытание: Вааловы жрецы правы или Илия? Помним мы ров с водой, и промокщие жертвы, и даже камни были опалены. Господь все огнем уничтожил через ревность пророка Илии. Что произошло дальше? Его хотят убить, и он убегает в пустыню, в изнеможении падает где-то под кустом и говорит: «Господи, что еще людям нужно показывать? Какие чудеса? Почему никто не верит тебе?» В таком состоянии он заснул. И ему явился Ангел и повелел идти в гору. А там он услышал голос Божий: » Раб мой Илия, чего ты от меня хочешь?» Илия ничего вразумительного сказать не мог. А Господь ему говорит: «Занимайся своим делом. Во-первых нужно помазать Пророков, потом помазать на Царство. Иди к этим людям. А я сохраню несколько тысяч душ, которые не поклонились Ваалу. »

Чтобы взять свой Крест и шествовать за Христом, нужно большое усилия над собой совершить. Раб Божий Илия нам говорит: «Где же ваша ревность, братья и сестры?» Почему мы пропускаем утренние и вечерние молитвы? Сложно три минуты постоять помолиться? Почему пропускаем богослужения воскресные? Почему раздражаемся? Видим свои грехи, а где же наша ревность? А мы отвечаем: «Нам трудно!» Но он говорит: «Мне было труднее. И Господу труднее было. И когда Он на Голгофе в Гефсиманском саду страдал перед крестными муками, на Него возлегли все испытания и трудности, с которыми мы не можем справиться. А Он справился уже вместо нас.

И теперь, братья и сестры, от нас с вами требуется ревность, решимость, такая, какая есть, наверное, у многих людей, состоящих в войсках десантных. Сегодня мы о них тоже молились, молились о вожде и воинах, которые дают нам свободу, защиту. Жизнь свою полагают, потому что смелые, способные на решимость, на Поступок. Мы тоже обязаны быть воинами Христовыми. Враги пугают нас всячески, и внешними испытаниями, и внутренними, а мы все равно должны делать, что повелел Господь: брать Крест, отвергнуться от себя и следовать за Христом.

Я хотел еще сказать о тех людях, которые сегодня защищают свою свободу в земле Украинстей. Мы за них особенно молились, как и всегда на всех Божественных Литургиях. Враги желают запугать нас ложью, санкциями, прельщениями: «Вот будешь за Христом идти, придется отказаться от мяса, от курения, от алкоголя, придется не раздражаться. Ты этого не сможешь! Ты слабый!» Бесы пытаются нас запугать, и внешними искушениями, и внутренними, а мы воины Христовы и обязаны за Христом идти. Если нет этого движения, духовности нет, тогда ничего нет, тогда смерть. Давайте постараемся пр. Божьему молиться, чтобы он частицу своей ревности нам дал и позволил таким образом совершать борьбу с собой и так спастись. Спаси, Господи.
Слава тебе, Боже!

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • E-mail


Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня праздник пророка Божьего Илии. Из века в век, на протяжении многих тысячелетий, память об этом великом человеке, ревнителе по Бозе Вседержителе сохраняется немеркнущей

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня праздник пророка Божьего Илии. Из века в век, на протяжении многих тысячелетий, память об этом великом человеке, ревнителе по Бозе Вседержителе сохраняется немеркнущей. Почему же столь древний пророк, живший еще до явления в мир Христа Спасителя, в ветхозаветное время, имеет такое духовное воздействие на все народы Земли и во все времена, даже такие отдаленные от тех лет, когда пророк жил на Земле, как в наше время. Очевидно, что человек сам для себя ищущий славу, каким бы великим он ни был, успеха иметь не будет, ибо только Господь может прославить нетленною и всеобщею славою. В чем же причина сего? За что именно Господь прославляет людей? Ответ находим в Священном Писании: «Я прославлю прославляющих Меня". (1 Царств 2,30). В силу трудов, ревности, рвения особого, душевного горения о славе Бога, Творца и Вседержителя, приобретает славу и сам человек, то есть приобщается к Божьей нетленной славе, становится ей сопричастным. Слава Божия нетленна, не меркнет, и человек во славе Божьей тоже нетленен, и не меркнет о нем память.
Пророк Илия на все века для всех нас является примером ревности о славе Божией. Он и сам говорит о себе: «ревнуя, поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша Тя сынове Израилевы, и олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя оружием избиша, и остах аз един, и ищут души моей» (3Царств,19:10). Прирожденная, данная нам от Бога сила души, которая выражается в ревности, была всецело, на полную меру и глубину использована пророком Илией только о славе Бога Вседержителя. Он не мог терпеть ничего в окружающем мире, что могло бы восставать на Бога, могло бы, так или иначе, умалять Его достоинство. Скажете: «Ну как можно умалить достоинство Бога?», конечно, сейчас мы читали в молитве, что люди сотворены по образу и по подобию Божию, и если они живут недостойно Бога, то Имя Божье хулится чрез их житие. Таким недостойным образом жизни, мыслей, поведения человек может умалять славу Божию - через него Имя Божие хулится. Чего не мог терпеть святый пророк Божий Илия не в себе самом, ни в окружающих его людях - того чтобы от кого-то нечестием, нечистотою, мерзостью какой-то было бы поношение славе Божией, он не мог этого терпеть. И мы знаем в его житии пример этой нетерпимости, который превосходит всякое воображение современного мировоззрения, которое уже теперь полностью перековывается на позиции толерантности, терпимости. Если мы возьмем пророка Илию, то в нем не было никакой терпимости! Он был нетерпимый ко всякому проявлению греха и, даже к тем людям, которые могли его уничтожить, такие, как царица Иезавель и другие сильные мира сего, которых он обличал в нечестии. Они искали его убить. В горести пророк говорит: «... пророки Твоя оружием избиша, и остах аз един, и ищут души моей» (3Царств,19:10). Он вынужден был бегать по пустыни, он вынужден был наводить великую засуху на народ, плоть от плоти из которого он сам был. Три с половиной года не было ни единой капли дождя в Израиле по молитвам и по слову пророка Илии. Мучились, страдали и умирали люди, а он ничего не мог сделать. Даже Господь не отменял приговора святого пророка! Потому что за нечестие, за идолопоклонство, за разврат, который поразили израильский народ, ревнующий о Боге пророк, произнес особое заклятие – заключил небо.
И этой своей нетерпимостью он, конечно, напрочь разрушает стереотипы современного мышления: он не только не современный, понятно, что он древний; он не современен во всех отношениях и никогда не будет таковым и, наверное, не хотел бы таким быть никогда. Это потому, что вся сила души его была направлена на богопочтение, на искоренение всего, что противно Господу. Эта ревность проявилась в том, что он собственными руками заклал 50 жрецов Вааловых, что не вменилось ему в преступление, как любое пролитие крови, страшный грех убийства, за которое должен человек понести адекватное наказание. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется» (Быт.9:6), то есть, все - равно человек этот должен погибнуть. По отношению к пророку Илии этот закон оказался недействующий. Мы знаем, что его исход из жизни не только не бескровный - он вообще был вознесен на небо на огненной колеснице.
Таковая ревность о Боге заставляет нас с вами задуматься и в какой-то степени изменить свое отношение к новым, новейшим идеологиям, проповедующим терпимость ко греху, веротерпимость и прочее. Это не значит, что мы должны поражать идолопоклонников, но, очевидно, подражание пророку Илии вполне возможно в том, в чем пророк Давид потом напишет: «Блажен, который разбивает мысли свои дурные, начатки этих мыслей, искореняет в себе пороки и грехи, которые есть злейшие наши враги и враги Божии» (Псалом 136). Грехи – наши враги, они страшнее убийцы с пулеметом. И с этим надо нам ревностно бороться, искореняя это собственными руками. В службе пророку Божию Илии есть в каноне такое выражение: «Господь, увидев ревность Илиину и понимая, что одной этой ревностью невозможно обратить людей, можно их только уничтожить, говорит ему: Жесток ты для Израиля, Илия. Возьму Я тебя к Себе, а Сам сойду к этим людям». Что и совершил Господь Иисус Христос: не умалил пророка, почтил его честию небовоссшествия, но показал, что таким методом утвердить истинное богопочитание и веру невозможно. И сделал это жертвенною Своею божественной любовью во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
А еще так совпало, что воины-десантники в день пророка Божия Илии имеют свой «профессиональный» праздник. Сегодня их мало здесь, между нами, но они, наверняка, собрались в других местах и по обычаю своему будут весьма и весьма бурно праздновать, о чем мы узнаем из сводок новостей. Но мы от души поздравляем этих доблестных, самых организованных и самых преданных своему воинскому делу людей с их праздником! И желаем, чтобы они свою энергию и этот задор воинский использовали бы во благо: не для нарушения порядка и разрушения, а для созидания мира и порядка. Да хранит вас всех Господь, Матерь Божья и святой Илия Пророк!

День памяти Илии Пророка
В те дни дивились народ словам благодати, исходившим из уст Иисуса, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне пословицу: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сирийца. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.

Лк 4:22–30

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь торжественно прославляет память честнаго славного пророка Божия Илии, одного из самых удивительных людей за всю историю человеческого рода. Этот святой был одновременно и величайшим пророком Ветхого Завета, и одним из двух праведников, призванных к тому, чтобы присутствовать при чуде Преображения Господня на Фаворской горе. Он же – один из двух праведников, которые в последнее время при пришествии Антихриста будут три с половиной года вновь проповедовать покаяние людям, воспримут мученический венец убиения и воскреснут в жизнь вечную при Втором пришествии Христовом. Подлинно, кто должен был быть сей человек, чтобы Промысел Божий избрал ему такой удел?

Пророк Божий Илия родился в десятом веке до Рождества Христова. Это было непростое время для избранного народа Ветхого Завета. После смерти царя Соломона царство разделилось на два. И если в Иудее хранилось еще истинное богопочитание, то большая часть колен израильских со столицей в Самарии в большинстве своем отошли от веры в Единого истинного Бога. В особенности это имело место при нечестивом царе Ахаве, большая часть жизни которого и пришлась на время подвига святого пророка Божия Илии.

Вспомним и само рождение пророка Божия. Как говорит нам Церковное Предание, его отец видел при его рождении Ангелов Божиих, которые пламенем окружали младенца и сопровождали самое его рождение. От юных лет Илия целиком посвятил себя служению Богу. Юношей он удалился в пустыню, а возмужав, начал обличать то идолопоклонство, в которое отступали израильтяне вместе со своим царем Ахавом и его женой – нечестивой царицей Иезавелью.

Иезавель была из рода язычников и научила своего мужа, чтобы он восстановил почитание золотых идолов-телиц. Перед ними приносились жертвы, и большинство народа впало в идолопоклонство. Ревнующий о славе единого истинного Бога пророк, не знавший таких гнусных слов, как политкорректность, толерантность и т.п., свидетельствовал о том, что люди губят свою душу, губят через грехи царя, ибо грехи царя и начальствующих особенно распространяются и имеют последствия в народе.

Пророк Илия стал молиться Богу о том, чтобы, если люди не покаются, последовало наказание для Израиля. И пророку было дано обещание, что три с половиной года на Израильскую землю не упадет ни капли дождя. Но и после такого предупреждения царь Ахав не покаялся. Небо затворилось. Сам пророк, удалившийся к источнику Хораф, был питаем по особому Промыслу Божию – это часто изображается на иконах пророка Илии – воронами, которые прилетали и приносили ему необходимую пищу. Святитель Иоанн Златоуст, между прочим, изъясняя, почему именно воронам было поручено питать пророка Божия Илию, говорит, что тем самым Господь его ревностную, но такую жесткую душу побуждал к милости и снисхождению. Вороны, как пишет Златоуст, есть птицы, которые не имеют жалости даже к своим птенцам и могут оставить их без пропитания, а здесь Промысел Божий, воля Божия сделала их питателями человека в пустыне. Так продолжалось три с половиной года.

Затем от Бога последовало еще одно повеление к пророку. Источник Хораф высох, а Илия был послан в Сарепту Сидонскую – небольшой город на севере от Святой Земли. В этом городе произошло событие, упоминание о котором вы слышали в сегодняшнем Евангелии. Пророк Божий встретился с некой вдовицей, бедной женщиной, которая изнемогала, как и весь Израиль, из-за неурожая, который их постиг. Однако, когда встретила Илию и он попросил ее дать ему пищи, она испекла ему хлеб из того последнего масла и последней муки, которые у нее были, и напитала пророка. И произошло удивительное чудо: все оставшееся время голода мука и масло в доме вдовицы не оскудевали, чудесным образом восполнялись за то милосердие и самоотвержение, которое она проявила ради человека Божия. Это было второе научение от Бога пророку Илие о цене милости.

Затем произошло еще одно удивительное событие, к которому пророк был призван: первый из праведников Ветхого Завета он сотворил чудо воскрешения умершего. У питавшей его вдовицы был сын, отрок, который через некоторое время заболел и умер. Вдовица сделала вывод, который тогда могли сделать люди, бывшие ближе к Богу и лучше знавшие, что такое святость, и который был тогда более простым и понятным, чем может нам показаться. Вдова решила, что ее отрок умер из-за того, что святой Божий пришел к ней в дом. Ее сын умер из-за того, что их греховная жизнь обычных людей несовметима со святостью Божией, которая проявилась в этом человеке, решила она. Современный человек скорее склонен считать, что встреча со святостью приносит нам непременно утешение, милость, какую-то духовную радость, но это далеко не всегда так. Грех обнажается при приближении святости, и очень часто рядом со святым человеком становится вовсе не легче, приятнее и светлее жить, чем нам было до того. Напротив, все то, что в нас есть и что мы привыкли скрывать, обнажается и становится труднее, и тяжелее, и больнее. Тогда люди понимали это лучше. Но, впрочем, сие было не только для обнаружения святости пророка, но и для обнаружения милости Божией. Пророк троекратно усиленно помолился, и отрок был воскрешен, вернулся к своей матери и прожил еще долго. И как говорят некоторые святые отцы, толкователи Священного Писания, именно этот мальчик, воскрешенный пророком, впоследствии станет другим пророком, который побывает во чреве кита и проповедует трехдневное воскресение Христово, – это будет пророк Божий Иона.

После этих чудес пророк Илия идет к царю Ахаву и возвещает ему, что время гнева Божия истекает, но кончится оно тогда, когда будет проведено испытание истинной веры. Пророк приглашает собраться всех жрецов языческих, и приходят 450 жрецов Ваала и 450 служителей других языческих божеств. Пророк Божий устроил состязание. Сначала на жертвенник положили идоложертвенное мясо. Илия сказал: «Молитесь своему Ваалу с тем, чтобы сошел огонь, и мы увидели, что он есть бог, который может принимать жертву». И они начали взывать: «Ваал, приди, Ваал, помоги». Так продолжалось несколько часов, и время достигло уже полудня. Пророк, видя, что ничего не происходит, начал над ними иронически шутить, говоря: «Наверное, ваш Ваал удалился или занят делами, или, поскольку это время полуденного зноя, покоя на Востоке, он спит сейчас, – попозже еще позовите, может, тогда сойдет огонь». Так они кричали и впадали в экстатическую пляску, и истязали себя бичеванием, но ничего, конечно, не произошло.

После этого пророк сказал: «А теперь будет принесена моя жертва, жертва истинному Богу». Он разложил все, как полагалось по закону Моисееву, и сказал: «Принесите, водоносы, воды!», и жертву, и жертвенник обливали трижды столь обильно, что ров, который был выкопан вокруг, заполнился водой. А после этого по молитве пророка с неба сошел огнь и попалил и жертву, и жертвенник, и воду – ничего не осталось. И все увидели, кто есть истинный Бог Израилев. После этого Илия, ревнуя о славе Божией, сам схватил и подвел к краю потока Киссона этих жрецов, сам убил их и скинул в эту реку, и тела их уплыли к Средиземному морю. Такова была его ревность о славе Божией, о имени Божием, и таким было его стояние против неправды. Как сказал бы много веков спустя русский философ и богослов , так он сопротивлялся злу силой. Это было по правде, и Бог принял это убиение лживых пророков – это было богоугодное дело святого пророка Божия Илии.

Царь Ахав сначала вразумился этим чудом, но потом случилось по известной пословице: ночная кукушка дневную перекукует. Нечестивая Иезавель, его жена-язычница, возмущенная убийством языческих жрецов, вновь побудила своего мужа вернуться к идолопоклонству. И тогда пророк, видя, что ничто не может подвигнуть душу царя и народа к покаянию, удаляется.

Илия идет сначала на юг Иудеи, в Вирсавию, и там обращается к Господу: «Господи, я не больше тех, которые были до меня, возьми мою душу!», имея в виду, что он не может больше свидетельствовать этим людям и жить с таким народом. Господь утешает его, Он побуждает его идти еще 40 дней и 40 ночей до горы, а там, Сам встречаясь с ним, говорит, что в Израиле есть еще семь тысяч неведомых праведников, которые сохранили веру в единого истинного Бога. Об этой беседе пророка с Богом есть удивительное свидетельство: Бог является пророку, сопровождаемый сначала землетрясением, огнем, бурей, но само явление Божие происходит «в гласе хлада тонка», в дуновении легкого ветра. Тогда пророк слышит голос Божий и получает вразумление и укрепление на дальнейшую жизнь и подвиг.

Еще дважды приходил Илия в Израиль для обличения Ахава. Царь покаялся, и поэтому его наказание было отдалено: сам он не увидел возмездия за свои грехи, но род его пресекся при его сыне Охозии, который, несмотря на вразумление пророка Божия Илии, остался при своих грехах и коснел в язычестве.

Пророк Божий Илия оставил после себя на служение Богу преемника – Елисея, избранного на последующее пророческое служение. Елисей видел последнее величайшее чудо, которое сопровождало конец земной жизни пророка Илии. Илия на огненной колеснице был восхищен на небо, не вкусив обычной смерти.

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов в Книге Откровения говорит о том, что перед пришествием Антихриста Енох, ветхозаветный праведник, о котором мы читаем в Книге Бытия, и Илия вновь придут на землю. Три с половиной года они будут так же ревностно побуждать к покаянию тех, кто будет жить в последние времена, покажут великие чудеса, чтобы люди увидели славу Божию, будут убиты Антихристом и воскрешены Спасителем вскоре после этого при наступлении Его второго и славного пришествия.

Такого дивного праведника прославляет сегодня Святая Церковь. Это праведник, для которого Бог был в жизни всем, для которого не существовало иных ценностей, иных компромиссов. Ради Бога, Его истины, Его правды, Его света Илия не знал больше ничего. За это он стал величайшим избранником Божиим и величайшим свидетелем истины и правды Божией в Ветхом Завете, призванным к участию в Преображении в Новом Завете и поставленным привести к покаянию людей в последние времена.

Помолимся и мы, дорогие мои, этому великому пророку и попросим, чтобы Господь дал нам хотя бы часть его бескомпромиссности, его способности следовать только Евангелию, правде Божией, без применения всяческих человеческих поправок и корректив, гуманизмов и политкорректностей. Ничто не должно стать в душе человека выше и главнее, чем ревность о Боге и о правде Божией.

Имеется ввиду философия «непротивления злу силой» Л.Н. Толстого.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Праздники двух святых празднуются в эти дни один за другим. Вчера был день преподобного Серафима Саровского, сегодня - святого Илии Пророка. И при внешнем их различии суть одна.

Илия Пророк возревновал о Господе Вседержителе, то есть ревностно верил, был настоящим воином - стоял за веру, защищал ее с мечом руках. Он заклал лживых жрецов вааловых при потоке Киссон. Другой - святой Серафим. Уже само его имя пламенно… То есть они оба связаны с пламенем.

Почему пророк Илия - это ангел во плоти? Ведь так Слово Божие характеризует духов, ангельские чины, которые несли в своей груди пламень огненный. Это пламенное служение духов небесных, ангельских чинов как раз и засвидетельствовано житием святого пророка Илии. Он именно огнем обратил Израиль к истинной вере от лжи вааловой. Тот пламень веры, который в нем пылал, он низвел огнем на жертву…

Вчера читались замечательные паремии, они очень длинные, пророческие. Там говорится, как жрецы вааловы, которые увлекали народ израильский, пытались увести людей вслед за своим лживым божеством. Как они резались ножами, чтобы привести себя в неистовое состояние перед жертвоприношением… Но все это был обман, поэтому жертва так и осталась нетронутой. Илия Пророк возложил 12 камней по числу колен Израилевых на жертвенник, а дрова, жертву и приказал поливать водой - все больше и больше, так что жертвенник весь наполнился. Тогда Илия воззвал к Богу Вседержителю, чтобы Он засвидетельствовал истину веры. И огонь спал с неба и опалил все: и жертву, и камни и воду… Все было сожжено! Вот это обращение, уничтожившее прелести вааловы огнем, знаменует дух Илии Пророка. Почему и когда пошел проповедовать Иоанн Предтеча, сказано, что он явился миру в духе и силе Ильиной. То есть в нем был такой же дух, ревность о воле Вседержителя…

Несмотря на деяния Илии, народ израильский обратился не весь. Царица Иезавель продолжала оставаться в заблуждении, потому что хотела, чтобы было по ее мнению. Так в жизни часто и бывает: люди не стремятся к истине, а лишь желают утвердить свое заблуждение. Вот это «свое понимание веры» во все ремена случалось, когда люди стремились не к истине, а упорствовали в своем мнении. Как сказано о родоначальнике таковых, о дьяволе: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8. 44). Поэтому он если и видит истину, то согласиться с ней не может. Вот это свойство противления Богу, когда видят, а признать не могут, - есть противление Духу Святому. И это самый страшный грех непрощаемый: когда видят и не хотят принять.

Вера бывает очень широкого диапазона. Бывает вера ревнителя и борца, как у пророка Илии. Есть и другая вера: веруют, что что-то будет, и будет не так, как они желают, но жить так не могут и не хотят. Поэтому сказано «и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2. 19). Это часто происходит среди людей и до сих пор.

Огонь сходит на Гробе Господнем…Но все равно, кто был во всяких верованиях и конфессиях, так продолжают оставаться в них. И не обращаются к истинной вере. Это как раз свидетельство того, что Господь может показать чудеса, достаточные для того, чтобы человек обратился, но от самого человека зависит, принять это или не принять. Может сойти пламень, который попаляет все, может сойти огонь, как на Гробе Господнем, который возжигает только свечи, но не опаляет даже, не обжигает. Один огонь все сжигающий, другой - согревающий. И все это кажется одинаковым для тех, кто не хочет принять. Как Господь сказал: «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». (Лк 7. 33-34). Это как раз и есть тот самый дух противления истине. Но все-таки Господь все совершает через любовь. Илия Пророк был взят живым на небо. Он не умирал. И в Тропаре 9-й песни Канона есть замечательные слова, почему это произошло. «Илия, человек жесток еси, не можеши терпеть нечестия Израиля. Взыди ты ко Мне, а Аз сниду доле». То есть Я сойду с неба и покажу тебе, как нужно совершать спасение… И Господь ведь Сам пострадал, будучи сыном Божиим, всемогущим Богом. Пострадал от грешников.

Самое замечательное, что этот храм, где мы сейчас молимся, - храм Преображения Господня. Первый храм, в котором я начал свое служение, был храмом Преображения в Переделкино, где была резиденция Патриарха Алексия I. Преображение как раз связано с пророком Илией - с Илией и Моисеем. А о чем была беседа на Фаворе, помните? Внимательно читайте Евангелие, там написано, что беседа была об исходе, который Он должен совершить в Иерусалиме, т.е. о Его страданиях, о кресте и крестной смерти. А апостолы были свидетелями этой беседы…

И вот еще один пламенный служитель веры - преподобный Серафим Саровский. Это воплощенные смирение, кротость. Это тишина, мир. Это как раз Дух Божий. Апостолы, когда их не приняли в самарянскую весь, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк 9. 54) Господь запретил им, сказав: «Не весть, какого вы духа» (Лк 9. 55). Сын человеческий пришел спасать людей. И вот с тех пор Господь особенно проявляет свою любовь к человечеству. Время от времени, то в одном, то в другом месте являет Господь грозный пример для остальных. Помните, как в Евангелии сказано: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лк 13. 4-5)

Вспомним еще два грозных прещения, которые Господь явил в Ветхом завете. Первое - потоп. Водная стихия уничтожила все и всех, кроме семьи Ноя. Когда после этого грех снова стал развиваться в человечестве, появились Содом и Гоморра, как примеры развращенности греховной, тогда сошел огонь и спалил их. Мертвое море теперь - как напоминание об этом. Некоторые пытаются лечиться в этом месте, но, я думаю, это не совсем то. Даже совсем не то… Одним словом, эти прещения, которые посылаются для человечества, чтобы встряхнуть и образумить, они происходят все время. Если начинается такая жара, что невозможно жить, - даже не огонь еще, хотя и огонь тоже есть - вместе с жарой приходят пожары… Конечно, это более мягкий огонь, чем спал тогда с неба, но все-таки. А вода вообще накрывает сушу то тут, то там… И, причем, неслучайно накрывается. Это как раз свидетельство того, что Господь есть, и Он старается как-то вразумить человека.

Потому что наказание по-славянски, «научение». Это не плата за грех. Расплата будет там, не дай Бог. И пострашнее. Здесь только вразумление. Поэтому преподобный Серафим, который на себе испытал действие благодати Божией, говорил не столько об адских муках, хотя было с ним так, что дьявол выворотил дуб, засунул в его дверь, и Преподобный потом вылезал в окно… И еще Преподобный получил рану от дьявольских когтей… Но говорит он о благодати Святаго Духа. О том, чего мы лишаемся. Человек даже не осознает того, что не только наказание - какое-то мучение - он будет терпеть. Имеются в виду адские мучения - хотя и они ужасны, как испытал их частично Мотовилов, - это тартар, огонь и червь неумирающий. Но все это не самое страшное. Самое страшное - это отчуждение от Бога, богооставленность.Как говорил преподобный Серафим Мотовилову: «Вот если бы келия, в которой мы беседовали, была наполнена неумирающими червями, и они бы всю жизнь грызли нас, тогда и на это со всякой радостью нужно было бы согласиться, чтобы только получить то блаженство, которое человек испытывает, находясь в состоянии благодати Святаго Духа. И не столько прещение, хотя и это страшно, а потеря благодати, - это и есть самое страшное.

Есть такая история. У одного человека возникла мысль: первый человек, которого встретишь у храма, даст тебе учение… Он пришел, а еще никого нет. Сидит только один нищий. Ну какое учение можно получить от него?

Добрый день, - говорит он нищему.

У меня каждый день добрый, - отвечает тот.

Желаю тебе счастья.

Никогда несчастным не был.

Все только стонут, что несчастны, а тут он счастлив каждый день! - недоумевает человек, - Ну желаю тебе того, что ты хочешь.

И это у меня есть.

Как же так? - говорит человек, - все вокруг жалуются, что им чего-то не хватает, а у тебя все есть, и ты при этом просишь милостыню…

Я ни разу не сказал тебе неправду, когда ты меня вопрошал, ибо я знаю, что любовь Божия такова: Он лучше знает, что мне нужно, и посылает это. И если холодно, нужно мерзнуть. Если жарко, надо терпеть. Если голод - то голод, если - поношение - то поношение. Поэтому я всегда счастлив. У меня все есть.

А что же ты хочешь?

Хочу, чтобы на мне исполнялась Воля Божия. Она всегда благая.

А если тебя Бог в ад пошлет?

У меня есть неизменная вера и преданность воле Божией. И я их захвачу с собой. Лучше с Богом в аду, чем в раю без Бога.

На эту тему есть и другой пример. Человек спрашивал у Господа, как спастись, а ему в ответ было видение: чтобы спастись, нужно терпеть. Многим из нас этого искать не нужно. Но только не надо отказываться от того, что Господь дает.

Все «раи», которые пытались устроить на земле без Бога, все не то. А как раз с Богом - именно то. В этих местах в 1927 году сидел мой отец. Он был в лагере в Кеми. Там же был схиархиепископ Коломенский Феодосиий - он сейчас уже канонизирован. Мой отец пришел к нему и сказал:

Владыка, не знаю, как быть?

А ты положись на волю Божию.

Да я положился…

А чего ко мне пришел? В лучших руках твое дело.

Отец пробыл там 4 года. Потом его освободили. Он прошел войну, стал священником. Вот живой пример, как Господь провел его по правильному пути. И владыку этого Господь тоже потом освободил, - он сподобился исповеднического венца… Это конкретная жизнь. И происходит не где-то, а здесь, с нами… Только нужно применить это к себе. Нам кажется, что мы не имеем к этому отношения. Нет. Мы имеем к этому прямое отношение, другое дело, что наши, так называемые, скорби, они настолько далеки от тех скорбей, которые люди терпели здесь, как от земли до неба…

Я немножечко пошучу об этом. Ко мне пришел молодой человек и говорит: «Я живу в невыносимых условиях, у меня даже душа нет в общежитии». Я говорю: «А у нас туалета нет, ведро нужно выносить. У нас выносимые условия, а у вас - невыносимые: ведро вам выносить не нужно. Вот такие наши современные «невыносимые условия» - ведь мы сейчас часто живем, как сыр в масле катаемся. И считаем условия плохими. Какие же мы избалованные и духовно слабые! А нужен какой-то подвиг.

Отец Сергий - иеромонах Серафим в постриге, который сподобил меня служить, 1890 года рождения, четко говорил: «Нужен подвиг. Без подвига не спастись».

Все примеры, которые совершались и совершаются, невозможны без подвига. Все, что совершается, совершается на путях Промысла Божия.

Я слышал такую притчу: один человек приходит к своему старцу и говорит: «У меня в жизни ничего не ладится, что мне делать?» - «Терпеть надо. Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, терплю и я. Бог сам терпел и нам велел». Потом проходит время, и снова тот человек говорит: «Ну что же это: терпишь, терпишь, - ничего не меняется. Все равно, что воду решетом носить». - «А ты, - говорит старец, - дождись зимы, столько воды будет - решетом не дотащишь…»

И вот подтверждение: на Соловках в лагерях сидели люди, страдали, а теперь здесь прославляется Имя Божие! И тогда прославлялось, только тайно… Когда преподобному Серафиму говорили: «Посмотрите, батюшка, жизнь-то какая…» (А в то время уже были декабристы) Он отвечал: «Илия пророк какого духа орлиного был, и то говорил: «Остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее” (3 Цар 19. 14). Но Господь сказал ему: «Впрочем, Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей: всех этих колена не преклонились пред Ваалом, и всех этих уста не лобызали его» (3 Цар. 19. 18). 7000 мужей… А у нас сколько будет душ в России…»

И вот это как раз свершилось, и свершается по сей день. В душе человеческой происходит то, что знает один Бог. Есть множество примеров - и те, кто постарше застали время, когда вокруг все казалось безбожным. На самом деле, не совсем так. Было много рабов Божиих. И ради них за молитвы святых Господь совершил то, что свершилось. И больше еще может совершить - Богу все возможно

У Иоанна Крестьянкина есть замечательная проповедь о доброделании, где говорится, что надо все делать потихонечку, не замахиваться на великие дела, а совершать малое доброделание.

Об этом еще 2000 лет назад святые отцы писали. Так к Антонию Великому пришли с просьбой: «Дай нам заповедь». А он им отвечает, что заповедь уже дана: «Ударили по правой щеке, подставь левую».

Нет, отче, не можем.

Ну хотя бы, когда ударили, сдачи не давай.

Тоже не можем…

То есть они такие духовно больные, что даже такого не могут.

Подвиг не обязательно должен быть великим. Для нас подвиг: придержал язык, удержал мысль, отсек ее. Вот уже маленькая, но победа. Жизнь она так утешает, столько веселья приносит. Удивляешься даже. И проблемы - это, на самом деле, поучения.

Однажды мне звонит раба Божия и спрашивает: «Что делать, - ребенок не спит плачет». Я спрашиваю: «Сколько ему?»

Девять месяцев.

А что там с зубами?

Режутся.

Пока не вылезут, терпеть нужно. Ты обрати внимание - и это для многих полезно - человек рождается и начинает есть. Он уже ест, а зубов нет. Потом появляются зубы. Он продолжает есть. Потом зубы вываливаются. Он продолжает есть. Иногда уже вывалятся, а он ест. Получается, человек ест от рождения до конца жизни, а зубы не все время. Зубы появляются перед тем, как человек начинает говорить, - чтобы держал язык за зубами. Понятно теперь основное назначение зубов? Для слов они даны: и чтобы говорить и чтобы держать это слово… А если они не держат язык, то начинают вываливаться… Или язык вышибает зубы. А мне говорят: «Батюшка, теперь столько тысяч стоит зуб отремонтировать…» Видите, как предки наши были прозорливы: молчание - золото.

Сколько поучительного обычная жизнь дает. А начнешь язык держать, вслед за ним и мысли будут придерживаться. Язык предваряет мысль. Вот и святитель Николай об этом говорит, будете читать ему Акафист, вспомните: «молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы..» Сначала молчание, потом борение с помыслами. Святитель Николай показал образец веры и кротости. Тут нужно только молиться и смиряться.

Просите помощи Божией. Видите, сколько наша повседневная жизнь дает нам примеров… Только исполняй. Аминь.