Вопрос о том, сколько квадратных метров положено на одного человека, становится определяющим во многих ситуациях.

Когда нужен расчёт жилой нормы? Как она определяется?

Есть несколько случаев, когда обязательно учитывают норму по жилой площади.

  1. При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь.
  2. Когда .
  3. Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
  4. Проводится раздел объекта недвижимого имущества.
  5. Нанимателя выселяют.
  6. Нужно начислить плату за жилплощадь.

В Жилищном Кодексе РФ есть статья 50, которая и посвящена данному вопросу. В этом тексте пишется о том, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Показатель сохраняет различный уровень в разных регионах и субъектах. В субъектах РФ ответственность за установку индивидуальных норм ложится на плечи местных органов власти. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления , установленной данным органом.

Федеральные стандарты норм

На уровне федерального законодательства правила определяются следующим образом.

6 квадратных метров на одного человека – норма для жилой площади, согласно правилам санитарного типа.

Социальные нормы общей площади рассчитываются следующим образом:

  1. Если есть один жилец, проживающий одиноко – ему выделяют площадь, равную 33 квадратам .
  2. 42 квадрата – необходимый минимум для двух человек.
  3. Если семья состоит из трёх человек, то каждый из них должен получить не менее 18 квадратов . Но они в любом случае должны получить не менее 16 квадратов в своё распоряжение .

Что такое социальная норма? Как она рассчитывается?

Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.

Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.

Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:

  • Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
  • Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
  • Информацию о том, сколько людей составляет семью.

Подробнее о правилах расчёта

Классические нормы: по 18 квадратов на одного гражданина, по 42 метра на семью из двух человек, 33 квадрата для тех, кто живёт один . И заключает . Один человек по норме должен получить не менее 12 квадратов . Но это актуально только для тех, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Такими признаются граждане, которые проживают в квартирах, не соответствующих действующим нормам. Норму устанавливают муниципалитеты. Они обязательно учитывают фактическое состояние, текущую структуру жилого фонда. То же самое касается количество помещений, которые можно включить в жилой фонд для его увеличения.

Об учётной норме жилья

Определяется местными органами власти. Расчёт данной нормы требует рассмотрения множества факторов:

  • Демографический и социальный состав семей, состоящих на учёте.
  • Особенности самого жилого фонда.
  • Обеспеченность населения жильём в том или ином конкретном регионе.
  • И так далее.

В каждом регионе эта норма имеет определённый размер , который определяется индивидуально. Учётная норма может быть изменена для конкретных групп граждан, включая . Но уменьшение или увеличение учётной нормы происходит только на основании Федерального акта. Важными документами для этого становятся законы самих субъектов, либо указы Президента РФ.

Учётная норма нужна, чтобы понять, требуется ли улучшить жилищные условия конкретным гражданам. При этом во внимание принимают не только территорию жилых комнат, но и так называемых мест общего пользования.

Норма для членов семьи военнослужащих – 18 квадратных метров на человека. На практике, жилищные нормы для данной категории граждан часто увеличивают.

Социальная норма по жилой помощи используется, когда определяют, способны ли граждане сами оплачивать ЖКХ, или им требуется поддержка. В общежитии на одного человека норма может быть уменьшена в зависимости от решения муниципалитета.

Выселение за – крайняя мера, которая применяется к тем, кто живёт в квартире или доме по договору социального найма. Выселяют обязательно в жильё с меньшей площадью. Здесь используются те же нормы, что и при работе с общежитиями – то есть, например, 6 квадратных метров на человека.

При переселении из аварийного жилья нормы составляют 6 квадратов на человека, если у муниципального фонда не хватает средств для предоставления всех условий. В других случаях переселенцы могут рассчитывать минимум на десять квадратных метров.

На те же нормативы, не меньше, могут рассчитывать те, чьё жильё изымается в пользу государственных и муниципальных фондов.

Что ещё следует учесть?

За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.

Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.

Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции. Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность . Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде. Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.

Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?

Сколько метров полагается на одного человека? Консультация адвоката на видео

Помимо ответа а вопрос о количестве метров адвокат Оксана Касьянова отвечает и на другие смежные вопросы.

Одним из самых эффективных и действенных механизмов обеспечения социальной защиты населения признается институт социального найма. Для человека, простого гражданина, который не имеет недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем. Это связано с тем, что социальный найм подразумевает дальнейшую приватизацию муниципальной или государственной собственности. Норма выделенной жилой площади, которая предоставляется по договору найма, зависит от конкретных условий, которые зафиксированы законодательством РФ.

Понятие "норма предоставления жилой площади"

Термины «норма предоставления жилой площади» и «учетная норма площади жилого помещения» нашли свое разграничение в ст. 50 ЖК РФ. Основанием для этого служит цель, которую подразумевает использование представленных нормативов.

Согласно этому, можно вывести определение, что такое норма предоставления жилой площади - это минимальный размер жилплощади, который ложится в основу для расчета общей площади недвижимого имущества, на который предоставляется договор соцнайма. Компетенция установления данного основополагающего показателя принадлежит органам местного самоуправления и может варьироваться в зависимости от региональных особенностей. Но стоит отметить тот факт, что принятие решения об установлении минимального размера жилплощади не должно вступать в резонанс с показателями уровня обеспеченности граждан соцжильем на территории конкретного субъекта РФ.

Например, нормы предоставления жилой площади на одного человека на территории Москвы равняются 18 кв. метрам. А чтобы встать на учет с целью улучшения условий, норма должна достигать показателя в 10 кв. метров на человека. Если обратиться к законодательству Ростовской области, то норма предоставления площади жилого помещения на человека, проживающего обособлено от остальных представителей семьи, составляет 25-33 кв. метра. Если семья состоит из трех и более представителей, тогда минимальный размер составит 15-18 метров.

Понятие "учетная норма площади жилого помещения"

Учетная норма площади жилого помещения это другой ключевой термин, охарактеризованный в ст. 50 ЖК РФ. В данном случае речь идет про минимальный размер жилплощади, который ложится в основу выяснения уровня обеспеченности физлиц площадью, предназначенной для жилья, но с целью, чтобы он мог встать на учет в Жилищной инспекции в качестве нуждающегося гражданина в жилом имуществе.

Размер учетной нормы устанавливается ОМСУ. При этом компетентный орган должен учитывать такие же основания, как и при расчете нормы предоставления.

Учетная норма площади жилого помещения будет зависеть от уровня и степени остроты жилищных проблем на территории того или иного субъекта РФ, темпов возведения объектов жилого фонда, предназначенных для социального найма, а также состояния и структуры уже имеющихся квартир.

На учет в Жилищной инспекции принимаются те граждане, которые признаны нуждающимися. Иными словами, они обладают жилплощадью, размер которой составляет показатель менее учетной нормы. Кроме того, принимается к сведению в таких ситуациях соотношение между нормой представления и учетной нормой. Если норма представления менее учетной, тогда возникает замкнутый круг, который не удастся решить даже при выделе гражданам жилплощади. Обуславливается это тем, что, несмотря на выделенную жилплощадь, они будут считаться нуждающимися.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одной из самых трудновоспринимаемых тем для простых граждан является предоставление жилого помещения по договору социального найма. Это связано с тем, что жилищное законодательство РФ подразумевает многочисленные нюансы, учесть которые могут только профессиональные юристы.
Порядок предоставления жилья по договорам соцнайма регламентирован ст. 57 ЖК РФ. Несмотря на изменения, которым подвергается Кодекс, правила наделения нуждающихся граждан жильем остаются прежними.

Во-первых, договор соцнайма оформляется в строгом соответствии с очередностью. Иными словами, первыми получат жилплощадь те граждане, которые на учет встали раньше остальных.

Во-вторых, законодательство предусматривает случаи, когда того или иного человека наделяют жилым помещением вне очереди. Для этого должно быть соблюдено основание, прописанное в ЖК РФ, а именно, если физлицо является субъектом следующих категорий граждан:

  • военнослужащие, которые получили инвалидность во время исполнения профессионального долга;
  • инвалиды I или же II нерабочих групп;
  • дети-сироты и дети, которые остались без родительского попечения;
  • физлица, страдающие серьезным заболеванием в хронической форме.

В-третьих, предоставление недвижимого имущества из социального фонда происходит после постановки нуждающегося человека на учет. Уполномоченный орган принимает решение о выделе собственности, после чего с физлицом подписывается договор о соцнайме. Заявление, полученное от нуждающегося в улучшении условий жизни человека, должно быть рассмотрено ОМСУ не позднее, чем истекут 30 рабочих дней. Отсчет начинает идти с момента, когда все документы будут получены компетентным органом.

В-четвертых, жилье выделяется гражданам РФ по фактическому месту их проживания. Иными словами, муниципалитет обязывается выделить собственность в границах муниципального образования конкретного населенного пункта. При этом размер общей площади имущества не должен быть менее нормы потребления на каждого человека.

Жилье по договорам соцнайма должно отвечать всем требованиям, которые закреплены ЖК РФ. В частности, имущество должно быть пригодным и комфортным для жизни: сухим, светлым, вентилируемым, а также отвечающим правилам пожарной безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологической службы. В квартиру должны быть заведены все основные коммуникации: свет, газ, вода.

Нормирование жилой площади социального найма

На сегодняшний день, когда на территории России установились новые социально-экономические принципы, нормирование жилплощади соцнайма представляет собой одну из основополагающих гарантий соблюдения законных интересов и конституционных прав каждого человека. Иными словами, нормирование - важнейший инструмент, который защищает физлица, признанные малоимущими и нуждающимися.

Нормирование жилых помещений на территории РФ осуществляется с учетом простого расчета: размер жилья должен быть не менее установленной органами местного самоуправления нормы, иными словами, нормы представления.

Если ОМСУ установили этот показатель в размере 15 кв. метров, то для семьи, состоящей из 4 человек, должна быть выделена квартира площадью 60 квадратов.

Если принцип нормирования жилой площади не соблюдается при составлении договора социального найма, то граждане могут обратиться за защитой своих интересов в уполномоченные на то органы. При обоснованности претензии ОМСУ будут обязаны выделить недвижимость в точном соответствии с нормами, закрепленными законом.

Государство не может, да и не должно отказываться от нормирования, как механизма социальной политики. Это связывается с тем фактом, что в современной России наблюдается серьезный дефицит жилья, предоставляемого гражданам в социальный найм. Если размер нормы на одного человека не будет фиксирован законом, то многие категории граждан останутся без жилой площади даже при острой необходимости.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Квартира по окончанию контракта

Мама увольняется по окончанию контракта (20 лет)выслуги 51 кв м собственник я (дочь) (4 человека прописано) Какой город она может выбрать для получения квартиры?

Юлия 06.12.2018 14:38

Дубровина Светлана Борисовна 06.12.2018 14:45

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 07.12.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

светлана 22.10.2018 16:08

Леонов Владислав Юрьевич 22.10.2018 21:56

Задать дополнительный вопрос

Колпакова Галина Юрьевна 23.10.2018 11:11

Задать дополнительный вопрос

обеспечение жильем участника вов

Здравствуйте! Моя бабушка участник вов. Мы обратились в администрацию с вопросом о предоставлении жиллья в соответствии с законом о ветеранах. От них получили отказ. Ее не признают нуждающуюся в жилье. Так как из расчета на человека у нас выходит по 14 метров а в Казани норма12. Правы ли они? И если нет то к какому доеументу можно обратиться?

светлана 22.10.2018 16:08

Здравствуйте! Отказ правомерен, так как по количеству метров, на человека приходится большая площадь. При регистрации иных лиц в этой квартире на человека будет приходится меньшая площадь. В таком случае Вы можете претендовать на получение жилья. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Леонов Владислав Юрьевич 22.10.2018 21:51

Задать дополнительный вопрос

Приходите на консультацию, мы Вам поможем.

Колпакова Галина Юрьевна 23.10.2018 12:19

Задать дополнительный вопрос

Встать на жилищный учёт

Добрый день. В 1комн. квартире по договору соц. Найма проживаем я, мой бывшим муж, наш несовершеннолетний сын. Общая площадь квартиры 32 кв метра. Могу ли я с сыном встать на жилищный учёт, так как проживание в одной квартире с бывшим мужем не возможно, площадь комнаты 18 кв м

Ирина 12.10.2018 14:47

Добрый день! Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями. То есть Вы можете встать на учет, так как с бывшим мужем Вы не состоите в семейных отношениях (в квартире проживают 2 семьи). Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Карпов Михаил Викторович 12.10.2018 18:55

Задать дополнительный вопрос

Согласен с коллегой,ознакомьтесь с данной статьей.

Шафир Михаил Семенович 13.10.2018 11:13

Задать дополнительный вопрос

Получение жилья

Здравствуйте! Моя супруга, в зарегистрированном браке, проживает со своим сыном (24 года) и зарегистрированы в муниципальном общежитии в г. Дальнегорске, Приморья. Я проживаю с ними, но зарегистрирован в соседнем районе. В собственности ничего не имеем. Если я пропишусь у них, она встанет на очередь, то сколько кв. м. жилья соц. найма нам будет положено, как малоимущим?

Иван 13.08.2018 05:04

Добрый день! В разных регионах эта норма рассчитывается немного по разному, но в стандартном понимании, это не менее 12 кв. м на человека, для тех, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Точную норму в Вашем регионе Вы можете в Вашем муниципалитете.

Дубровина Светлана Борисовна 30.09.2018 12:26

Задать дополнительный вопрос

Да, так и есть, согласна

Захарова Елена Александровна 01.10.2018 12:42

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Пользование жильем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социспользования
  • Выселение из жилья, предоставленного по договору найма социального использования
  • Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
  • Наймодатель по договорам найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Порядок предоставления иного жилья в связи с необходимостью освободить нанимаемое
  • Условия, при которых обмен жильем между нанимателями по договорам социального найма не допускается
  • Учет законных интересов граждан при предоставлении жилья по договорам соцнайма
  • Предоставление жилья по договорам найма жилых помещений социального использования
  • Права и обязанности сторон договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Срок договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Учет наймодателем заявлений о предоставлении жилья по договорам найма жилищного фонда социального использования
  • Выселение нанимателя и членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилья
  • Право нанимателя на заключение договора найма жилья жилищного фонда социального использования на новый срок
  • Предоставление другого благоустроенного жилья по договору соцнайма в связи с выселением
  • Наниматель по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Выселение гражданина из помещения с предоставлением другого жилья по соглашению о найме социального типа
  • Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору соцнайма

Норма жилой площади на одного человека подлежит обязательному учёту при выдаче муниципального жилья. Сколько метров полагается гражданину и его семье – решается при изучении технической документации на жилплощадь. В России определены федеральные стандарты, которые, согласно ст. 38 ЖК РФ, составляют 12 м. на человека. Но региональные власти вправе корректировать эту норму.

В Москве в 2016 году учётная норма составляет 10 м. на человека. Этот параметр предусматривает не жилую, а общую минимальную жилплощадь, включая дополнительные помещения. Норма жилой площади нужна для как нуждающихся в более комфортных жилищных условиях.

Норма жилплощади на федеральном уровне

Кроме учётных параметров, законом в России предусмотрена социальная норма жилплощади, которая принимается во внимание при обеспечении молодой семьи жильём или переселении граждан из ветхих и . При предоставлении жилья учитываются следующие социальные параметры:

  • для семьи из трёх человек – не меньше 18 кв.м. на человека;
  • для семьи из двух человек – не менее 42 кв.м.;
  • для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м.;

Такая норма принимается во внимание при расчёте оплаты за коммунальные услуги. Собственники жилплощади должны обратиться в ЕИРЦ с документами, подтверждающими право на льготу. При расчёте оплаты на одного человека норма жилплощади определяется с коэффициентом — + 7 метров помимо выше указанных социальных нормативов.

Санитарные нормы

Федеральное законодательство устанавливает, что в России на одного человека положено не менее 6 кв. м . Санитарная норма является ориентиром, принимаемым во внимание при переселении должников по оплате ЖКХ из муниципальных квартир.

Социальное жилье, в таком случае, предоставляется в общежитиях, квартирах временного фонда. Подобная норма будет являться ориентиром при переселении граждан из аварийных домов. Гражданам должно быть предоставлена квартира, с нормой жилплощади не меньше 10 м. на человека.

Изъятие жилья для государственных (муниципальных) нужд и другие важные нюансы

В России ситуация зависит от того, было ли изымаемое жилье приватизировано или нет. В первом случае граждане должны получить жилплощадь, не менее той, которая у них была на момент отчуждения.

При изъятии муниципального жилья учитываются нормативы, принятые в конкретном муниципальном образовании. Тогда учётная норма составит не больше 10 м. на человека. Подобная цифра может быть скорректирована местными органами власти.

В 2016 году при получении жилья по договору социального найма и в собственность военными принимаются в расчёт текущее обеспечение военнослужащих жильём. Выясняется: не намеренно.

Площадь на военнослужащего и его семью должна равняться не менее 18 кв.м. для одного человека. При уходе в отставку или в запас, разрешено предоставление льготы в сторону увеличения площади жилья.

В Москве и других городах военный может получить дополнительные – от 15 до 25 кв.м. площади для одного человека. Возможно превышение социальной нормы жилья – если это зависит от технических параметров многоквартирного дома. Но такое отклонение не будет больше 9 м. на каждого человека.

Проблематика вопроса

Учётная норма площади жилого помещения соблюдается при выселении гражданина или семьи из муниципальной квартиры и предоставлении недвижимости из манёвренного жилищного фонда. Норма может не учитываться при размещении супругов, которым положено одна жилплощадь. Социальные нормы не принимаются во внимание, если родители решили прописать в квартиру несовершеннолетнего ребёнка.

Положение об учётной норме жилплощади разрабатывается на основании решения совета депутатов или другого законодательного органа, уполномоченного издавать нормативные акты на уровне местного самоуправления. Разработка актов осуществляется с учётом количества свободного жилья.

Возможны ситуации, когда молодой семье отказывают в улучшении жилищных условий, так как общая площадь их недвижимости бывает выше учётных показателей. Специалистами администрации часто не принимается во внимание факт, что жилая площадь квартиры или частного дома намного меньше общей.

Учётные параметры являются основными показателями при обеспечении населения льготными помещениями. Многодетные и малоимущие семьи получают жилье исходя из социальной нормы «квадратных метров», полагающихся одному человеку.

Оплата жилых помещений и расчёт субсидий для помощи малообеспеченному населению осуществляются с помощью социальной нормы. Такими льготами могут воспользоваться:

  • лица, пострадавшие при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и принимавшие участие в ядерных испытаниях в Семипалатинске;
  • обладатели государственных наград;
  • ветераны труда.

Право на льготу доступно гражданам, которые проживают в муниципальном жилье. Ветеранам предоставляется льгота, независимо от формы собственности на квартиру. Размер субсидии составит 50% от суммы оплаты за коммунальные услуги.

По смыслу п. 4 ст. 50 ЖК РФ учётная норма необходима для того, чтобы граждане смогли зарегистрироваться в очереди в качестве людей, которым необходимо улучшение жилищных условий. При выделении льготной недвижимости или государственной субсидии, учитываются все сделки, которые смогли бы привести к ухудшению жилищных условий граждан и их семей.

Размер нормы, необходимой для постановки человека на учёт, – от 6 – до 10 метров. Факт нуждаемости в жилом помещении должен подкрепляться необходимыми документами, среди которых важны:

  • выписки из домовой книги, а также по предыдущим адресам проживания за последние три года;
  • акт обследования жилищных условий;
  • справка о доходах семьи;
  • правоустанавливающие документы на имеющуюся недвижимость;
  • сведения о льготах – в том числе справка об инвалидности или наличии тяжёлого заболевания, не позволяющего домочадцам сосуществовать на жилплощади.

Плохие жилищные условия подтверждаются комиссией, которая должна выехать по месту фактического проживания льготников и вынести заключение о состоянии комнаты, квартиры или частного дома. Жилые помещения, с учётом полагающейся нормы, предоставляются согласно очереди.

Процесс предоставления длительный и может занять несколько лет. Вне очереди жилые помещения могут получить инвалиды 1, 2 группы и другие категории льготников, которые живут и работают в конкретном муниципальном образовании.

Учётная норма рассчитывается органами местного самоуправления. Она может быть выше нормативов, установленных федеральными органами власти. Показатель рассчитан на то, чтобы граждане могли свободно проживать в квартире, проводить досуг и воспитывать детей.

На практике требования о нормах жилплощади (учётной, санитарной, социальной) достаточно формализованы. Расчёты ведутся исходя из общей площади помещения, не считая реальное жилое пространство. Разногласия должны быть решены в административном или судебном порядке.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Комментарий к статье 50 ЖК РФ:

1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.

В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).

Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.

Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).

В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:

9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.

3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:

10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;

15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).

Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).

4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.

Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).

5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).

7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.

При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.

Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.

8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.

Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.

9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.

Важным вопросом для граждан РФ является нормы комфортного проживания. Часть этой сферы — законное распределение метража помещения в расчете на каждого жильца. Это не однозначная фиксированная цифра. Учетная норма жилой площади, а также санитарная и социальная, вычисляется по ряду соответствующих параметров. При каких обстоятельствах возникает необходимость подсчета данной величины? Можно назвать несколько ситуаций. Например, помощь государства при получении бесплатного жилья. Согласно Жилищному кодексу РФ стандартный показатель -12 квадратных метров. Рассмотрим различные случаи определения метража: что из себя представляет норма жилой площади на одного человека.

Как рассчитать норму метража на человека

При расчете норм метража на каждого проживающего в помещении человека рассматривают конкретную ситуацию. На основании обстоятельств применяют одну из норм, значения которых устанавливают региональные власти. Люди могут проживать единолично или семьями, иметь в распоряжении различные виды жилых площадей: квартиры, дома или общежития. В 50 статье ЖК РФ (Жилищного кодекса РФ) дается понятие норм: учетной и по предоставлению. Применяя данные нормативы, можно рассчитать, сколько площади пригодно для использования с целью проживания. А также число положенных квадратов (норма жилой площади на человека).

Норма предоставления

Данный норматив применяют, если жилье передается по договору социального найма. К примеру, из муниципального маневренного фонда или при утрате места проживания в результате стихийного бедствия. Кроме того, в социальное жилье расселяют должников, лишившихся собственных квартир. А также при невозможности выплатить ипотечный кредит.

Важно! Нормы предоставления жилой площади — наименьшее число метров, применяемых для подсчета общей площади того помещения, которое будет дано семье согласно договору соц. найма. Чаще всего в регионах устанавливается 18 кв. м., которые считаются нормой предоставления. Этот минимум в ряде случаев может быть увеличен.

А именно:

  • при выдаче гражданам квартиры, имеющей одну комнату или просто комнаты;
  • в рамках обеспечения жильем человека с тяжким хроническим заболеванием;
  • предоставление жилых помещений осуществляется для сотрудников органов внутренних дел (не ниже полковника);
  • выдача жилой площади людям с ученой степенью.

При увеличении минимума жилья суммарная квадратура не может превышать двойное значение.

Социальные нормы

Величину метража по социальной норме рассчитывают в случае выделения субсидий на получение жилых помещений или оплаты услуг ЖКХ. Ориентируясь на эти случаи, общей формулировкой является квадратура, допустимая для нормальной жизни граждан и их семей.

Нормы жилого помещения на человека находятся в зависимости от следующих факторов.

  1. Сколько человек в семье.
  2. Региональный уровень обеспеченности людей жильем.
  3. Какая рассматривается недвижимость и вид помещения.

Обычно принимают следующий размер метража, называемый «социальная норма».

  1. Для одного проживающего гражданина — 33 квадратных метра.
  2. Два члена семьи получают 42 квадратных метра.
  3. Размер жилой площади для семьи из 3 членов и более — 18 квадратов на каждого.

При несоответствии жилья таким нормам семья имеет право на ожидание улучшения условий в порядке очереди. Для этого необходимо подготовить требуемый пакет документов и подать его вместе с заявлением. Правила позволяют семьям, имеющим низкий доход, сделать расчет по метражу на получение субсидий по коммунальным платежам. Для этого нужно, чтобы плата ЖКУ являлась большей частью расхода по семейному бюджету. При подаче документов компенсируются траты на часть жилплощади по соц. норме.

Санитарные нормы

Метраж социальной нормы применяют в общежитиях и маневренном фонде при предоставлении места проживания. Минимальное значение составляет 6 квадратных метров. Это и есть санитарная норма, основанная на ст. 105 Жилищного кодекса.


В такое жилье расселяют людей, имеющих задолженность по ЖКХ. Иногда вопрос погашения решается через суд. Если гражданин не смог предоставить уважительных причин, принимается решение о его выселении. Те же санкции применимы для проживающих по социальному найму. Им будет выдано менее просторное жилье с метражом не меньше 6 метров на человека.

Учётная норма

Данный показатель приобретает значение, если людям необходимо улучшить свои жилищные условия. Тогда рассчитывается метраж на каждого проживающего — учетная норма площади жилого помещения. В подсчете степени нуждаемости принимают участие все временно или постоянно прописанные в помещении лица.

Важно! Однако, невозможно для цели улучшения условий прописать любое количество человек. Для контроля ситуации уполномоченные органы наделены соответствующими правами. Как правило, рассматриваются ситуации появления в семье детей. Тогда и возникает недостаточность метража.

Итак, учетная норма площади жилого помещения — это минимальная площадь, которая берется на рассмотрение для признания семьи или отдельных граждан нуждающимися в улучшении жилья. Те, у кого в распоряжении меньший метраж для проживания, могут быть записаны в очередь. Причем это правило применяется лишь к малообеспеченным людям. Региональные власти для каждой территории определяют свой норматив, который не может быть менее стандарта предоставления.

Нормативы для незащищенных категорий лиц

1. Дети, являющиеся сиротами или остающиеся без попечения. Им положено предоставление жилья:

  • после окончания нахождения в специальном учреждении или под опекой, в приемных семьях;
  • после службы в армии;
  • при возвращении из мест лишения свободы.

Региональные власти уполномочены устанавливать размеры выдаваемой общей площади. Но эта величина может быть превышена. Согласно договору социального найма указанные граждане проживают в помещении 5 лет, после чего оно переходит в их личное пользование. Порядок предполагает предоставление сиротам отдельного жилья: дома или квартиры с удобствами.


2. Переселенцы из ветхих и аварийных помещений обычно перемещаются в маневренный фонд или общежитие. Норма жилплощади при этом обязательно приводится в соответствии с установленными величинами. Но новое помещение иногда оказывается меньше прежнего жилья. Порядок предусматривает замену аварийного помещения на такое же (аналогичное) по числу квадратов, если оно приватизировано в собственность.
3. Переселенцам из зданий, предназначенных на снос, положено соответствие следующим нормативам.

  • Новая площадь выдается по договору социального найма.
  • Жилье должно иметь удобства, быть обустроенным, располагаться в том же поселении.
  • Нормативная площадь равна предыдущей или больше нее. Если при этом жилье, из которого семья выселяется, меньше установленного метража, семья имеет право на улучшение жилищных условий.

Предыдущие квартиры у переселенцев изымаются.

4. Права военнослужащих позволяют им получить жилье за счет государства. Для этой категории нормативная площадь зависят от состава семьи. Каждый получает по 18 кв. м., а для одного человека это лишь минимальная площадь. Ему полагается до 25 метров. Конкретные нормы устанавливают местные власти с возможностью их изменения. Военная программа от Министерства обороны предусматривает основания по закону «О статусе военнослужащих».

Как предоставляют жильё с учетом нормы метража

Согласно Жилищному кодексу, статье 38, норма для одного человека — 12 кв. м., что применяется для разных целей в зависимости от территории и обстоятельств. Санитарная норма по минимальному значению составляет 6 кв. м., что определено на федеральном уровне. Соц. норматив предполагает: 18 кв. м. получает первый член семьи из трех человек. Остальные получают более 16 метров. Двоим дается 42 метра, а единолично проживающему положено 33 кв. м.


Все вопросы по помещениям рассматриваются не только в общем федеральном варианте. Часто берутся в учет собственные параметры муниципальных властей. Особенно это касается тарифов ЖКХ при предоставлении субсидий. Иногда эта цифра оказывается меньше установленной по РФ.

Где учитывается размер площади

Учет общей и жилой площади производится при вычислении платы за коммунальные услуги. Государство оказывает помощь (дает субсидии), если граждане не могут платить сами полный размер. Число метров, приходящееся на одного человека при этом берется за основу. Если жилец имеет долг перед ЖКХ, ему уменьшают площадь вплоть до минимально установленного значения.

Важно! Определенные правила распределения метража применяются при расселении аварийного жилья. Если площадь приватизирована, жители будут находиться в более выгодных условиях. Они смогут получить аналогичный метраж. Для обычных граждан повышается и санитарная норма (до 10 кв. метров на человека) при рассмотрении прав на улучшение проживания.

Заключение

Зачем рассчитывать норму? Существует целый ряд вышеперечисленных обстоятельств, когда применяются минимальные и максимальные значения метража жилых помещений. Это переселение из аварийных, ветхих и предназначенных на снос зданий. А также раздел имущества между супругами после развода. Получение субсидий на оплату услуг жил конторы или использование соц. найма. Законодательство различает типы жилых площадей, которые отличаются минимальными или максимальными допустимыми значениями. Норма по метражу рассчитывается на каждого жильца. Необходимо разбираться в этом важном вопросе, чтобы знать, какие улучшения жилищных условий можно запрашивать у государства.