Деревообрабатывающие ремесла (ДР) — получили развитие на заре формирования человеческого общества и вместе с появлением примитивных орудий труда. На протяжении многих веков человек, широко используя для своих потребностей этот природный материал, постепенно изучал разнообразные породы деревьев, их свойства, приобретал практические навыки, нарабатывал мастерство.
Изделия из дерева сначала обрабатывались каменными орудиями. На рубеже III- IV тыс. до н. э. с освоением бронзы, а позже- железа (конец II тыс. до н. э.)
были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда и развития столярного
дела.Такие виды деревообработки как затачивание, отсекание, раскалывание, плетение, выжигание, сверление, точение, выдалбливание были известны еще во времена палеолита. Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд, люди научились украшать изделия.
Древесина обладает красивым естественным цветом и разнообразными рисунками текстуры, хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, удобством обработки, небольшой плотностью и рядом других полезных свойств. Из древесины строили жилые помещения и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты; изготавливали посуду (чаши и кубки, ведра, кадки, ложки, ковши, солонки); лодки и корабли, струги, телеги, кареты и сани, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (веретена, прялки) и многое другое.
В наше время почти не осталось подлинных древних памятников художественной обработки древесины, информация о некоторых из них сохранилась в литературных источниках, летописях, фольклоре, изображениях в живописи и миниатюре. Многие памятники народного творчества более позднего периода сохранили старинные формы благодаря , стойким бытовым и художественным, социально-экономическим факторам. С развитием искусства и архитектуры получили дальнейшее развитие и виды художественной обработки древесины.
В местностях богатых лесами развивались деревообрабатывающие ремесла, закладывались свои традиции. У каждого народа проявился свой подход к обработке древесины, обозначились свои предпочтения в изготовлении деревянных изделий, свои техники декорирования.

Древний Египет считается родиной деревообрабатывающих ремесел. Именно Египту человечество должно быть признательно за создание основных предметов мебели:ларцов,кроватей,сундуков, шкафов,табуретов,стульев и столов. Египтяне разработали технологию обработки древесины и основные техники ее декорирования.

Своей древесины в Египте было немного. Для изготовления мебели и домашних изделий египтяне применяли древесину пальм, секимор, платанов, растущих по берегам Нила. Для изготовления больших лодок использовали сосновые стволы из соседних стран — Финикии, Нубии, Ливана. — На эту торговлю у фараона была монополия.

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II. Дерево. Каир, Египетский музей.

Чёрное дерево достовляли из южных стран, из него делали разные шкатулки и шикарную элитную мебель.Египетские мастера владели большим набором инструментов - пилами,топорами, сверлами и теслами. Архивные документы свидетельствуют о том, что еще 1500 лет до нашей эры, египтяне использовали примитивный токарный станок для резания и обточки цилиндровых форм разной конфигурации.

В Древней Греции в результате разделения труда организовались самостоятельные профессии плотника, мебельщика, столяра. Столяры успешно пользовались рубанком и токарным станком.В рукописях ученого и государственного деятеля Івека н.э. Плиния Старшего содержится информация о применении токарного станка более приближенного к современному.

Рисунок токарного станка греческого мастера Феодора.VI век до н.э.

Изобретение рубанка также благоприятствовало развитию столярного дела и деревообработки. Технология изготовления мебели была на достаточно высоком уровне. Грекам были известны рамочно-филеночная вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона.

Древний Рим отличался значительным развитием столярно-плотницкого дела, с ценными породами древесины работали столяры-краснодеревщики.Большое количество деревянных изделий были найдены в Геркулануме, обуглившимися от горячего пепла при извержении Везувия в 49 г. н. э.: кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и др. предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. Художники и ремесленники славились мастерством в изготовлении мебели. Большое внимание уделялось богатой, часто помпезной отделке. Для декора мебели применялись разные техники: гравировка, резьба, роспись, фанерование, инкрустация.
У скандинавских народов самым распространенным видом художественного творчества была резьба по дереву. Ее применяли не только в декорировании предметов бытового назначения, но и в архитектуре. В начале ХХ века в Осеберге, близ Осло, в Норвегии было обнаружено большое погребение. Артефакты, найденные в этом погребении, демонстрируют высокое мастерство скандинавов в художественной резьбе. В погребении, предположительно норвежской королевы Осе, датируемом IX веком, обнаружен большой корабль, на котором сохранились утварь, ткани,и самое важное, несколько саней и телега, покрытая резьбой. В орнаментации деревянных предметов ведущим мотивом являются ленты переплетающихся животных. Здесь же найдены деревянные фигуры с фантастическими звериными головами, их устанавливали на носу корабля для отпугивания темных сил.

Артефакты, найденные в погребении в Осеберге, близ Осло, в Норвегии.

Средневековая Европа. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не благоприятствовал созданию условий для возникновения благоустроенного жилища. Творчество и свои способности мастер мог продемонстрировать, создавая мебель для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д. Универсальным предметом мебели был сундук, он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для хранения вещей. Первые сундуки, как и у первобытных народов, выдалбливали из стволов деревьев.
В XV в. мебель городских жилищ отделывается не менее тщательно, чем церковная: обильно украшается готическим орнаментом. Боковые стенки сундуков покрывают богатой резьбой, передающей узоры готических окон и других деталей архитектурной отделки зданий.

Невозможно себе представить средневековый собор Европы без резных алтарей, иконостасов, барельефов. В эпоху ранней Готики резьба украшала фасады зданий, колонны и арки, а также кафедральные соборы. В культуре народов Франции,Англии, Италии и Скандинавии художественная резьба по дереву была тесно связана с религией и готическим стилем в архитектуре. Во Франции обычай украшать двери искусной резьбой, был распространен во времена правления королей Людовика IV и Людовика XV. Одна из самых старых дверей находится в Англии, в Вестминстерском аббатстве, она была изготовлена в 1050 году.Так было вплоть до 16 века. С приходом Ренессанса Готический стиль утратил свою актуальность, а вместе с ним на некоторое время перестала быть востребованной и художественная резьба.

Русское искусство , возникшее на основе народного творчества, создало художественные произведения мирового значения. Его начало относится к творчеству древних славян, которые селились по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень, Волги в I тысячелетии. Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими навыками художественной обработки древесины, они владели разнообразными способами изготовления деревянных изделий и их декора. Из дерева делали все -храмы, избы, терема знати, культовые постройки, делали красивую бытовую утварь.


Церковь Преображения Домовая резьба

Господня (1714 г.) Остров Кижи.

Токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы, бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны. Из клена вырезали изысканные ложки, из луба гнули короба для приданого.

Замечательными видами русского декоративно¬прикладного искусства являются прялки и деревянная посуда, формы которой появились в глубокой древности и развитые многими поколениями мастеров достигли высокого художественного совершенства.


Русский Север славился поделками из бересты. В XVII — XVIII в.в. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели. Большим спросом на Руси пользовались изделия из капового нароста, удивительного материала, называемого мастерами деревянным малахитом.

Шкатулка из капа Изделия из бересты.

Украина исключительно богата деревянным зодчеством. Всего на территории страны известно около 3000 деревянных культовых построек.Жемчужиной деревянного храмового зодчества является Свято-Троицкий собор в Новомосковске, построенный в 1778году.

Свято-Троицкий собор в Новомосковске

Сама сказочная природа с ее чарующими пейзажами была источником вдохновения многих поколений народных мастеров, пронесших через столетия свое волшебное самобытное творчество. Особенных достижений в деревообработке добились мастера на Полесье и в лесостепных районах. Простыми и, очевидно, самыми древними, сохранившимся еще в ХІХ- в начале ХХ в.в. приемами обработки древесины были выжигание и выдалбывание (вырезание) из цельного куска дерева.
Из дерева делали сани, возы, лодки, лавки, сундуки («скрині»), полки для мисок — «мисники», ткацкие станки, бочки, корыта («ночви»), ведра, миски, бочки для сала (бодни), ложки, лопаты,ковши, коромысла, ульи.На основе использования древесных материалов развивались такие ремесла, как токарное, столярное, плотничество, бондарство, «стельмашество» (изготовление возов) и др.


Экспонаты музея этнографии и фольклора проф.лицея

г. Новограда — Волынского в Житомирской областе Украины, ХІХв.

Художественная выразительность и завершенность изделий в значительной степени усиливалась логическим использованием соответствующей отделки: резьбы, инкрустации, мозаики, выжигания, росписи и др.

Сундук, дерево, Львовская обл.,ХІХв.

Широкое распространение получило плетение изделий из лозы, соломы и коры. Из этих материалов делали корзины, коробки, шляпы (брилі), предметы мебели и др.

Царские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в.)

Белорусь также может гордится успехами в деревообрабатывающих промыслах. Жизнь белорусского крестьянина была тесно связана с лесом, в нем он жил и его дарами пользовался. Из древесины строили жилые и хозяйственные помещения, выжигали уголь, деготь. Из коры добывали мочало и веревки, луб для коробов, лыко для плетения лаптей и корзин. Из древесины изготавливали разнообразные предметы обихода, мебель, посуду и средства передвижения. В ассортименте деревянных изделий много вещей прикладного характера: кружки резные и с росписью, ложки с резьбой, ступки, ковши, расписанные кухонные доски, шкатулки разного назначения и т.д. В XVII в. огромную известность приобрела «белорусская резьба». Прекрасным примером ранней белорусской церковной резьбы являютсяцарские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в .) В Беларуси существовала уникальная техника резьбы по дереву: гомельская скань-создание сложнейших кружевных рисунков из стружки разных пород дерева.

Прибалтика. Обработка дерева для прибалтийских народов всегда была традиционным занятием. Но наиболее распространенными видами деревообрабатывающих ремесел считается изготовление транспортных средств: саней и телег, мебели, предметов домашнего обихода: кадок, бочек, коробов, корзин. Свадебные сани и мебель(шкафы, стулья,сундуки, вешалки для полотенец), а также обрядовые и ритуальные предметы декорировали резьбой и росписью. Красочно оформлялись короба для свадебных подарков и приданого у эстонцев, кружки для пива, прялки. С большим искусством сельские мастера изготавливали подвесные люстры и праздничные настольные подсвечники.

Искусство деревянной скульптуры cтало в Литве национальной традицией. Необычные кресты, смиренные мадонны, ссутулившиеся фигурки святых и разные персонажи литовской истории довольно часто встречаются в разных уголках страны: в музее и в лесу, парке и на кладбище, на обочине дороги. Искусство скульптурной резьбы очень древнее, но из за недолговечности дерева до нашего времени сохранились скульптуры только с XVIII века.

В Средней Азии численность деревообрабатывающих ремесел была ограничена дефицитом, а, следовательно, и дороговизной древесины. Жители оазисов в связи с рождением сына традиционно сажали дерево, которое в будущем служило уже взрослому мужчине строительным материалом для постройки собственного дома.Для украшения деревянных частей стационарного жилища: внутренних опорных столбов, дверей, ставен для окон, колон крытых террас (айванов) применяли изящную резьбу. Мастерство деревообработчиков было востребовано при изготовлении посуды, колыбелей, орудий труда, транспортных средств (арбы,седла,), и др. Для кочевников дерево служило каркасом для юрты, из древесины изготавливали предметы ее интерьера - сундуки, шкафчики, подставки для домашнего имущества. Главным видом декора этих вещей была резьба, часто в сочетании с росписью, а казахи для декора использовали инкрустацию костяными накладками.

Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами из поколения в поколение.Признанными центрами резьбы по дереву в Узбекистане были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана. Каждая школа отличается своей техникой резьбы и узорами.

Орнаментальная отделка опорных столбов(Резьба). Узбекистан

Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг

Дагдганы, Армения, ІХ в.

Кавказ. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Орнаментом украшают мебель,народные музыкальные инструменты, традиционные сосуды для пива и вина, мелкие бытовые предметы.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагдганы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшены трехгранно-выемчатой резьбой.

Дерево в быту горцев с древнейших времен занимало более значительное место чем камень. В Дагестане из дерева изготовлялись не только архитектурные детали фасада и интерьера жилища, но также мебель и посуда. В горной Аварии и сейчас есть аулы, в которых женщины носят воду в высоких деревянных сосудах, в виде вытянутого усеченного конуса.

В Индии традиция резьбы по дереву теряется в древности. До нашего времени сохранились ранние деревянные храмы с великолепной резьбой в штатах Химачал Прадеш и Уттар Прадеш.

В штате Кашмир можно увидеть великолепный декор домов, облицованых деревом, потолки украшают геометрические узоры, а решетчатые окна изготовлены из дерева пинджара.Наглядным примером обработки древесины с применением характерных для этого района техник является Кханках Шах-и-Хамадан - старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.

Кханках Шах-и-Хамадан-старейшая мечеть в Шринагаре

В этой стране каждый регион отличается своим особенным стилем резьбы, развившимся в соответствии с местными традициями и с учетом породы дерева. Деревянные куклы, игрушки, религиозная атрибутика и резьба – вот образцы народного индийского искусства.
Санкхеда — известный центр лакированной мебели. Для отделки мебели использовали лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.
Китай. Резьба по дереву в Китае ведет свое начало со времен каменного века. Золотым периодом в развитии производства старинной китайской мебели в Китае считается эпоха правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.).В те времена древесины было в изобилии. Стены, резные столбы, картины из дерева — сохранились до нашего времени и представляют значительную часть культурного наследия Китая.

Великолепная резьба по дереву встречается в императорских дворцах в Пекине, городах Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.Во время правления императора династии Цин Цяньлуна (1711-1799), около 400 мастеров собрались в столице для украшения дворцов. Их работы резьбы по дереву до сих пор хранятся в Гугун, императорском дворце в Пекине.

Большой популярностью в Древнем Китае пользовалась лаковая мебель.Техника ее изготовления была известна китайцам еще 2500 лет назад.Позже такая китайская мебель послужила образцом для изготовления подобной европейской мебели.Также использовалась техника резьбы по лаку. Еще одной популярной техникой, прославившей Китай, являлась интарсия (инкрустация). Вставки выступали над поверхностью предмета и были изготовлены из слоновой кости, перламутра, драгоценных камней, панциря черепахи, металла и т.д.
Япония. Памятники древнего японского деревянного зодчества - это шедевры народного плотницкого искусства. Традиция строить храмы из древесины сохранилась до нашего времени.

Огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден) был построен в VIIIв., его площадь -73 х 50 кв.м и высота- 48 м. В 1705-1709г.г. здание было перестроено и уменьшено почти на 30%. Но и в современном облике храм остается самым большим деревянным сооружением в мире.

Храм-реликварий Дайбуцуден

В XVII-XVIIIв.в. японские мастера демонстрируют высокое искусство орнаментальной резьбы по дереву. Резьба украшала дворцы и резиденции сегунов, храмовые сооружения, широко использовалась при изготовлении мелких предметов быта горожан.Также особое мастерство резчики показали при изготовлении голов для кукол театра дзерури и масок для театра но.
Америка. Несмотря на примитивные орудия труда индейцы Америки также демонстрируют особое мастерство в обработке древесины, равных примеров которому на американском континенте нет. Из огромных кедров, при помощи каменных топоров индейцы выдалбливали лодки, сооружали запруды. Раскалывая бревна на толстые доски, они возводили стены и делали крыши домов. Толстые столбы, врытые в землю,являются опорами для двускатной крыши и порталов, а нанесенная на них искусная резьба изображала родовые тотемы обитателей дома. Особенно выделяются дома индейцев хайда. Тотемные столбы с красивой орнаментацией ставились около каждого дома, придавая индейским деревням своеобразный колорит. Важным видом деревообработки у индейцев было лодочное производство.Мастера -лодочники пользовались большим уважением общины. Лодки выдалбливались из одного ствола большого кедра, были легки и быстроходны.
Из дерева делали различные предметы быта: ковши, блюда, ковши, ложки; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей тотемных животных, водонепроницаемые ящики для хранения продуктов и варки пищи.
В соответствии с особенностями ремесленной техники и ассортимента изделий среди деревообрабатывающих ремесел выделились промыслы: плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьба по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

С тех пор как древний человек встал на две ноги и стал обзаводиться кое-каким инструментом и имуществом, он начал использовать древесину, учился ее обрабатывать и приспосабливать для многих своих нужд. И это не удивительно, ведь дерево — это весьма прочный, но при этом легко обрабатываемый материал и весит он сравнительно не много, да и растут деревья почти повсеместно. Кроме того, из дерева можно делать не только полезные, но и очень красивые вещи, что во все времена привлекало творческих людей к работе с ним.

Задолго до того, как человек научился делать и строить деревянные дома, появились первые художники по дереву, которые сидя у костра в свободное от охоты и сражений с соседними племенами время, вырезали фигурки богов и животных, наполняя теплый податливый материал живой человеческой душой. А другие охотники в это же время постигали искусство делать из дерева полезные предметы: копья для охоты, , посуду и прочее.

Шли века, человек учился жить удобно, приспосабливая мир под себя. Когда был построен первый деревянный дом и кто сколотил первый стол, точно сказать невозможно, но именно тогда появились первые плотники: они научились грубо обрабатывать древесину, строить жилища из этого материала и делать простую мебель. Стоит отметить, что самым известным плотником в истории человечества был отец Иисуса Христа, да и сам Сын Божий до того, как стать мессией, занимался этим ремеслом.


Но некоторым плотникам захотелось большего и они принялись за более тонкую работу: вытачивать мелкие детали и соединять их, изготавливать лестницы, оконные рамы, двери, арки, строить лодки и более сложную мебель, - так появились столяры. Ну а затем из них выросли и настоящие художники по дереву — краснодеревщики, способные творить из редких сортов древесины настоящие произведения искусства.

Любопытно, что в русском языке мастер, делающий мебель из драгоценных пород дерева, называется «краснодеревщик», так как начиналась эта профессия с изготовления изделий именно из красного дерева, и только позже этот термин распространился на работы и из других ценных сортов древесины. А в других языках, например, в испанском и французском, такие же специалисты называются «чернодеревщиками», так как они начинали с эбенового (черного) дерева, но и этот термин в настоящее время употребляется для столяров, работающих с разными редкими и красивыми сортами древесины.


От древних произведений столярного искусства, к сожалению, мало что сохранилось, кроме найденных археологами изображений столярных работ на барельефах и настенных росписях. Первые инструменты, которые придумали люди на заре своего существования, были, в основном, из дерева, кости или камня. Древние плотники использовали деревянные гвозди, заточенные с помощью каменного или костяного ножа, для скрепления деревянных деталей. На старинных картинах, повествующих о строительстве Ноева ковчега, можно увидеть некоторые столярные инструменты тех библейских времен: примитивную пилу; вполне узнаваемые топоры, которые до эпохи металла делали из камня; деревянную кувалду, которой забивали костыли в дыры, проделанные с помощью примитивного сверла - предшественника современной дрели. Когда человечество научилось обрабатывать металлы, то инструментов было придумано намного больше и большинство из них с течением времени почти не изменилось. В эпоху Древнего Рима появились такие инструменты как рубанок и долото. Топоры стали мощнее и с более острым лезвием. Были изобретены пилы, которые по началу были не очень-то эффективными, так как могли двигаться только в одном направлении. Только в 15 веке, с развитием металлообрабатывающих технологий, было придумано лезвие для пилы, которое двигалось не только «туда», но и «обратно».

Надо заметить, что на протяжении веков столярный инструмент практически не изменился: по-прежнему существуют молотки, гвозди, рубанки и пилы, да и используют их так же как раньше, несмотря на то, что у каждого из традиционных инструментов появились электрические аналоги.

Самое важное для начинающего мастера — получить полезный совет от опытного специалиста. Рекомендации старших товарищей способны помочь новичкам избежать множества ошибок в начале пути и способствовать более быстрому развитию в ремесле. Где же можно получить такие советы? Конечно на Фестивале Столярного Дела! За основу данной заметки взято одно из лучших выступлений на ФСД в Москве (21-22 апреля 2018 года) — лекция Сергея Клейна . Сергей — преподаватель курса «Классическое столярное дело» в Столярной Школе Rubankov в Санкт-Петербурге, имеет обширный опыт в столярном деле. Сергей четко и емко сформулировал типичные ошибки начинающих мастеров в своем выступлении. Читайте далее конспект его лекции с моими комментариями.

Выступление Сергея Клейна на Фестивале Столярного Дела 2018

Типичные ошибки начинающего столяра:

1. «Какой инструмент купить начинающему мастеру?»

Это типичный вопрос, который можно услышать от новичка в столярном деле на тематических форумах или даже в магазине. На самом деле такая постановка вопроса в корне не верна. Правильно действовать наоборот — сначала определиться с изделием, которое вы собираетесь изготовить. Затем выяснить каким образом такое изделие можно сделать. А уже потом разобраться какие для этого нужны материалы и инструменты. Например: вы решили изготовить стул, выяснили, что существует несколько способов его изготовить. Вы остановили свой выбор, например, на способе изготовления «на шканты». И уже имея эскиз изделия и понимание необходимого инструмента, вы пошли в магазин и приобрели доску нужной толщины, а также электро лобзик и дрель. Такой подход позволит сэкономить ваше время на поиски инструмента непонятно для какой цели, а также деньги на приобретение ненужного вам инструмента.

2. Бесцельный поиск информации

С первого взгляда кажется, что чем больше вы читаете книг, статей, форумов и смотрите видео в интернете, тем больше вы получаете полезных знаний и прогрессируете в мастерстве. Это ощущение обманчиво! На самом деле вы тратите уйму своего времени впустую на поглощение бессмысленной для вас информации. Так же как в предыдущем пункте, во главе стоит конкретная задача, которую вы решаете в данный момент. Именно о ней вам стоит искать информацию, а не обо все подряд. Если вы планируете изготовить стул — читайте и смотрите о том как изготовить стул. Не распыляйте свои усилия и время на изучение не прикладных в данным момент знаний. Впрок изучить все невозможно. Здесь, как и во многих других сферах, действует правило: теория бессмысленна, пока не применяешь ее на практике. Ищите информацию под конкретную задачу!

3. Чрезмерная масштабность проекта

Начинающему мастеру рисковано начинать с большого изделия. Есть риск допустить ошибки, которые будет сложно исправить, испортить материал. Самое дурное возможное последствие такого подхода — новичок может посчитать, что «это не для него» и бросить занятия ремеслом. Правильное решение — начать с небольшого изделия (тот же стул, простая тумба и т.д.). Цена ошибки здесь несравнимо ниже, чем на масштабном проекте. В качестве первого изделия идеально подойдет копирование уже существующего предмета мебели. Как пример, многие начинающие мастера выбирают стул или табурет из каталога ИКЕА. В дальнейшем, с развитием своего мастерства вы сможете перейти к более сожным изделиям, но важно соблюдать принцип постепенного усложнения проекта.

4. Изменение проекта находу

Очень распространенная проблема у начинающих мастеров, кстати говоря для меня тоже актуальная. Когда первое изделие вроде начинает получаться, возникает непреодолимое желание его как-то украсить, усложнить, отойдя от первоначального проекта. Не поддавайтесь этому чувству, старайтесь продумать все детали изделия изначально, на этапе проектирования. В процессе работы четко следуйте изначальному плану, чертежу. В противном случае можно «перестараться» и испортить изделие, либо заготовка отправиться в брак, либо получится безвкусица — нагромождение несочетаемых элементов.

5. Маркировка деталей

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что маркировкой деталей пренебрегает 95% начинающих мастеров при изготовлении своего первого изделия. Казалось бы, чего проще: вот у меня правая ножка, а вот левая — можно и так запомнить! А вот и нет, даже при простейшем столярном соединении «на шканты» правая и левая ножки не являются взаимозаменяемыми. Что уж говорить о более сложных столярных соединениях?! Нет ничего обиднее, чем запутаться где какая деталь должна быть, в момент склейки, когда клей уже нанесен. Избежать такого конфуза более чем легко — возьмите за правило маркировать каждое соединение.

6. Допуски

Вопросы вроде «Действительно ли прямой угол равен 90 градусов? » совсем не философские, а очень даже прикладные. И также степень «ровности » выструганной поверхности может быть разной. Ошибочно полагаться лишь на свои ощувщения. Желательно, на начальном этапе, иметь возможность проконсультироваться с более опытным товарищем по вопросам, типа «достаточно ли ровной получилась поверхность «. Ну и само собой необходим проверенный измерительный инструмент — как минимум линейка и угольник.

7. Системные ошибки

Зачастую, особенно новички-самоучки выполняют какую-либо операцию неправильно, мотивируя это тем, что «им так удобнее строгать, пилить и т.д.». Вполне может быть, что на данном конкретном изделии, действительно «удобнее» делать так, а не иначе. Однако в долгосрочной перспективе, неправильно сформированные навыки могут сыграть с мастером злую шутку. Ведь переучиваться намного сложнее и зачастую болезненнее, чем сразу учиться делать правильно. Вывод — сразу учитесь выполнять каждую операцию верно, даже если это кажется вам неудобно или излишне сложно на каком-то конкретном изделии.

8. Порядок на рабочем месте

«Порядок на рабочем месте — порядок в голове!» С практической точки зрения, доказано на опыте множества мастеров: по затратам времени и сил, намного выгоднее постоянно поддерживать порядок в мастерской. Посчитайте сами: вернуть инструмент на свое место после каждого ипользования занимает 5 секунд, а вот поиски нужного в условиях беспорядка могут отнимать куда больше времени.

9. Технка безопасности

Тут все понятно — ТБ необходимо соблюдать при любых обстоятельствах. Помните: незакрепленная заготовка — это либо травма, либо брак. Подробнее о технике безопасности можно прочитать в одной из прошлых заметок .

10. Правильная мотивация

Еще до того, как вы начали заниматься столярным делом, необходимо спросить себя: «Зачем мне это нужно? «. Как это ни странно, может оказаться, что вам это совсем и не нужно. Например, если вам необходима какая-то мебель для дома, то возможно проще и дешевле ее купить, чем делать самому? Помимо этого, от ответа на вопрос «зачем вам это «, могут зависеть ваши дальнейшие действия. Если вы хотите научиться изготовливать какое-то конкретное изделие, например деревянные двери, то вам лучше всего постараться устроиться на работу на призводство именно дверей. Большинство, начинающих мастеров ставят перед собой цель обучиться мастерству . В таком случае логично пойти в школу столярного дела или обучаться самостоятельно, но вот работать на производстве дверей в данном случае вам не слишком поможет в достижении вашей цели.

Еще раз благодарю Сергея Клейна за замечательное выступление на Фестивале Столярного Дела, за идеи и вдохновение для написания этой заметки. Сайт столярной школы Рубанков .

Если заметка вам понравилась, обязательно нажмите «лайк».

Удачи в ремесле!


Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм !

Профессия плотника - одна из строительных профессий. Человеку всегда было необходимо защищать себя и близких от холода, нападений, да и просто от посторонних взглядов.

b.gliwa , CC BY-SA 4.0

Постепенно, с развитием цивилизаций, расширялся круг необходимых построек. Стали возводить не только дома, но и храмы, крепости, корабли и многое другое.

Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты. Брёвнами мостили улицы и площади.

jarmoluk , CC BY-SA 4.0

Построить город значило в древней Руси «срубить город» - настолько неразрывно было связано представление о городе и о деревянных зданиях. Из дерева делали ладьи, колы (колесные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель.

Развитие ремесла

С очень давних времен плотники собирались в артели, которыми руководили наиболее талантливые и опытные мастера. В каждой артели наряду с мастерами были и ученики, что обеспечивало преемственность плотницкого дела.

pereslavl , CC BY-SA 3.0

Большинство таких артелей переходило по стране с места на место, возводя разнообразные постройки по всей Руси. Именно такая плотницкая артель возвела в небывало короткий срок, немногим более чем за четыре месяца, стены вокруг Москвы в 1339 году.

Артели, как правило, брались в основном за крупные сооружения, а возведением небольших сельских построек занимались сами жители села или деревни, ибо каждому из них секреты плотницкого дела были переданы в наследство от отцов и дедов.

Кораблестроение

История отечественного кораблестроения начинается с первых веков нашей эры. В ту пору славянские племена обитали на территории Восточной Европы.

Silar , CC BY-SA 3.0

На своих судах они плавали по Каспийскому, Азовскому, Черному морям и выходили в Средиземное море. Дальнейшее развитие мореплавания связано с историей Киевского государства (IX – начало XII вв.) и Великого Новгорода (XII – XV вв.). Новгородцы плавали по Балтийскому морю и северным морям.

Все суда, очень долгое время, возводились исключительно руками ремесленников — плотников. Плотницкое корабельное дело оказало серьёзное влияние на всю историю Руси.

torange , CC BY-SA 3.0

Особенно большое развитие речное судостроение получило в таких судостроительных центрах Волжско-Каспийского бассейна как Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и Астрахань. Примечательно, что в Казани и Астрахани почти все местное судостроение находилось под контролем государства.

Особенности мастерства

Прежде всего, в вековом опыте строительства, которое велось преимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом: топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальные безгвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас.

Nicholas Olson , CC BY-SA 3.0

Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топор главенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.

В процессе развития деревянного зодчества выработался тот своеобразный и устойчивый «плотницкий» язык, которым пользуются плотники до сих пор.

Вот лишь часть, для примера:

  • Режь (рубка в режь) — система горизонтального соединения углов венца, при котором бревна врубаются одно в другое не в половину, а в четверть дерева. Между венцами при этом остаются просветы. Такое соединение используется при возведении шатровой кровли.
  • Ройка — способ фиксации брёвен между собой на торцах, посредством врезки бруска.
  • Самцы — фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.
  • Слега — продольные бревна, несущая часть крыши, врубаются через бревно по скату фронтона, имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, - такая толщина исключает их прогибание. Слеги несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины, а также создают свес кровли над фронтоном.
  • Стопа — полностью собранный сруб.
  • Тесины, тес — тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания, первоначально тесинами назывались доски, получаемые обтесыванием бревен.
  • Чаша (рубка в чашу) — традиционный способ рубки для бревенчатых домов, сруб, выполненный рубкой «в чашу» считается наиболее теплым и устойчивым, принципиальное отличие угла «в чашу» рубленного вручную от «чашек» сделанных на станке при производстве «оцилиндрованных» бревен является наличие «замка», который создает плотное, теплое и надежное соединение углов.
  • Шкант — плоский шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

Известные плотники

  • Пётр I Великий - первый император Российской империи, лично участвовал в создании фрегата «Святой Пётр и Павел» на Ост-Индской верфи во время своего пребывания в Голландии осенью 1697 года.
  • Норм Абрам - известный американский плотник, ведущий нескольких телепередач на канале PBS, автор книг по обработке дерева;
  • Харрисон Форд - американский актёр, во время кризиса в актёрской карьере в 1970-е годы работал плотником;
  • Михаил Мышев - русский плотник-реставратор.

В наше время

В настоящее время профессия плотника так же востребована, как и в далёком прошлом. Какие бы механизмы не придумали, а ничто не заменит профессиональных ремесленников. Строительство деревянных домов, ремонт, изготовление мебели и многое другое люди, как и раньше, доверяют настоящим плотникам.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Для справки:

Современные плотники, в зависимости от разряда (в России co 2-го по 7 разряд), выполняют следующую работу: установка и ремонт дверей, окон, дверных замков, оконной фурнитуры, мебели, дверных доводчиков, изготовление и ремонт деревянных конструкций (например складские поддоны, опалубка), кроют крыши в строительстве зданий и прочая обработка древесины.

Фотогалерея










О ремесле

Плотник - профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.

Топор - символ плотника

Этот рубящий инструмент стал неотъемлемым инструментом плотника. Работали топором с давних времен. Людей этих называли плотниками. Наша страна богата лесом, поэтому у плотника работы всегда много.

Они рубили избы, строили церкви. Настоящий плотник любит свой инструмент, холит его и лелеет. Лезвием может побриться, а может и игрушку сделать – детям на потеху.

Потешный флот ПетраI и плотники

Несомненно, огромную роль в дальнейшем развитии отечественного кораблестроения сыграл опыт, который был приобретен во время создания судов для „потешной флотилии" на Переяславском озере.

На постройке этих судов работали десятки сверстников Петра – солдат из числа бомбардиров Преображенского полка, а также местные плотники из крестьян окрестных деревень.

Они тогда построили девять военных судов, включая небольшой корабль, и сотни малых судов и лодок.

Ошибочно считаемые плотниками

"Плотник" - корявый, но устоявшийся, перевод слова "тектон" (греч. τεκτον, дословно "строитель"), так как на Руси дома строили не из самана, а из брёвен.

В европейских переводах это же самое слово переводят не как "плотник", а как масон (дословно каменщик), так как в Европе дома строили из камня (а не брёвен).

Деревянное зодчество

История нашего народа, его борьба с внешним врагом, быт, обычаи и верования, его противостояние суровой природе - все это отражено в памятниках деревянной архитектуры, дошедших до нашего времени.

Огромная часть этих памятников - жилье ли, культовые ли сооружения - из дерева срублены мастерами, имена которых в большинстве случаев неизвестны нам, ибо не знатные бояре строили их, а простые смерды, крестьяне, мужики.

Соху сменив на топор и долото, они рубили «города», избы ставили и бани, или возводили храмы «о тридцати версях», «о двадцати стенах», «великие» и «чудные».

Плотник или столяр?

Плотников называли древоделями, а столяров - теслями, теслярами (от глагола «тесать»). Специалисты по крепостным постройкам назывались городпиками, или огородниками.

По словарю:

  • «плотник» - это то, что связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.
  • «столяр» -- ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева.

Инструменты плотника

Инструменты плотника: топор, черта, тесло, отвес, скобель, рулетка 3 - 10 метровая, молоток, пила, стеклорез, гвоздодёр, пассатижи, угольник, уровень, набор отвёрток и шестигранников, перфоратор, дрель, шуруповёрт, электроотвёртка, нож-резак, электролобзик, стамеска, стусло, рубанок.

Великий плотник

В истории России одной из самых ярких и значительных фигур был первый российский император Пётр Алексеевич (1672-1725 г.г.).

Пётр I - не только видный государственный деятель, но и «мастер - золотые руки». Он любил всё делать своими руками и учился разным ремёслам.

После смерти своего отца Алексея Михайловича Пётр переехал вместе с матерью в маленький дворец за чертой столицы. Особую его любовь завоевали «бусурмане» - иноземцы московских пригородных посадов.

Он присматривался к работе ремесленников, учился у них и овладел многими ремёслами. Основным и любимым стало ремесло плотника. Потому Царя Петра и называют «Великий плотник».

В. И. Мелехов, Л. Г. Шаповалова

По принятой ЮНЕСКО “Венецианской хартии” реставрация и сохранение памятников деревянного зодчества требует применения исторически воспроизведенных технологий обработки древесины и инструмента. Поэтому при проведении реконструкции памятников русского Севера потребовались сопутствующие исследования разнообразных исторических источников (архивов, частных и музейных коллекций и т.п.), позволивших дать классификацию плотницкого инструмента XVII–XVIII вв. по видам выполняемых работ, отметить особенности его изготовления и применения по назначению. Были привлечены также и этнографические источники - многочисленные консультации со старыми мастерами-плотниками и натурные обследования старых деревянных строений, при этом особое внимание обращалось на следы обработки древесины, оставленные инструментом. Таким образом удалось во многом восстановить не только старинный плотницкий инструмент, но и способы обращения с ним.

Север России - страна бескрайних лесов. Проживающий в лесном краю человек не мог не быть плотником. Плотницкое дело пришло на Север вместе с земледелием из глубокой старины. Практически все необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от дома и “двора”, делали из древесины: ложки и туеса, ведра, корзины и прочую утварь, мебель, прялки и ткацкий стан, лодку, сани и телегу, охотничьи и рыболовные приспособления, - даже дымоход и печная труба были деревянными. В деревянную колыбельку укладывали новорожденного человечка, в деревянной домовине провожали старого человека в последний путь. И, конечно, прежде всего прочего строил человек себе Дом. Крыша над головой - самое главное в жизни. Ощущение бездомности подобно сиротству. Не дом строил - хорумы! Двухэтажный, а часто со светелкой на третьем этаже, с четырьмя, а чаще шестью просторными комнатами, огромной дворовой частью, где все необходимое - под одной крышей с жилыми помещениями. “Строительство жилья можно сравнить с писанием икон. Искусство живописца и плотника с древних времен питало истоки русской культуры. Нет совершенно одинаковых икон на один и тот же сюжет, хотя в каждой из них должно быть нечто обязательное для всех. То же с домами” .

А потом строил человек себе Храм. “Деревянные храмы Севера дышали, светились и вели разговор с человеком… в совокупности с домами, гумнами, банями. Они… венчали каждое, даже небольшое селение” . А в храме человек поклонялся дереву, молился на дерево: иконы писаны на досках, иконостасы, “царские врата”, скульптуры резаны из древесины.

На Севере бытует поговорка: “Плотник - первый на селе работник”.

“…Плотничать должны были все взрослые мужики! Чувствуешь ты дерево или нет, слушается тебя топор или не слушается - все равно ты будешь плотничать. Стыдно не быть плотником. Да и нужда заставит. Потому и были они все разные. И плохие, и средние, и хорошие. И несть числа между ними. Но каждый всю жизнь, конечно, и в молодости, стремился быть не хуже, а лучше, чем он есть. На том и стояло плотницкое мастерство” .

Однако возведение любой постройки, даже самой малой, без хороших инструментов - гиблое дело. Не просто хороших, а удобных для удержания в руке, соразмерных руке и телу конкретного человека (говорят: “сподручных”) и, конечно, правильно и остро заточенных. Необходимо заметить, что для каждого ремесла существовали свои инструменты, и каждый инструмент использовали только для выполнения конкретной операции. Плотник не работал столярным топором, а бондарный скобель был мало похож на плотницкий.

Шедевры народного деревянного зодчества - не просто памятники архитектуры, но и свидетельство высочайшего плотницкого мастерства северян. К зданиям и сооружениям, которые охраняют как памятники архитектуры, особенно к памятникам деревянного зодчества, обычный подход, современные приемы восстановления и ремонта в большинстве случаев неприменимы. Эти строения подвергают реставрации, которая должна проводиться в соответствии с указаниями “Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест” (так называемой “Венецианской хартии”), принятой в 1964 г. Согласно этому документу, целью реставрации является “сохранение памятника как произведения искусства и как свидетеля истории”. Согласно “Венецианской хартии”, все части постройки, все конструкции, детали, узлы и даже особенности обработки поверхностей элементов должны соответствовать времени возведения строения. Добиться этого можно только при строгом соблюдении исторической технологии возведения строения, применении исторического инструмента и способов работы им. Современная технология реставрации и строительства может быть применена на памятнике только в том случае, если секреты технологии возведения здания утрачены, но при этом эффективность современной технологии должна быть подтверждена опытом.

В современной реставрационной практике часто наблюдается несоответствие реставрированного деревянного строения подлиннику, поэтому сооружение приобретает вид новодела. Известный архитектор-реставратор А.В. Попов доказал, что причиной этого несоответствия является коренное изменение исторической технологии строительства из древесины, которая в прошлом была основана на ремесленной организации труда и применении отличающегося от современного плотницкого инструмента и приемов работы с ним.

При реставрации в 1981–1988 гг. под руководством А.В. Попова церкви Дмитрия Солунского в селе Верхняя Уфтюга Красноборского района Архангельской области (1784 г. постройки) удалось выявить и заново изготовить инструмент, который применяли плотники в прошлом, и частично восстановить способы обработки им древесины . Понять, какой инструмент применяли мастера и как им пользовались, помогли характерные следы работы тем или иным инструментом, сохранившиеся на древесине конструкций в разных местах строения, особенно на тесаных поверхностях. В России в начале XIX в. (на Севере до середины ХIХ в.) произошла полная модернизация плотницкого инструмента и приемов работы им, поэтому, применяя инструмент и технологию наших дней, невозможно получить на обрабатываемой поверхности следы, хотя бы отдаленно напоминающие те, что сохранились на постройках XVIII в. и более раннего времени. Реставраторам пришлось воссоздавать образцы инструмента, путем проб и ошибок добиваясь соответствия следов обработки древесины. Это во многом удалось сделать. При этом выяснилось, что большинство конструктивных и технологических приемов работы мастеров, возводивших упомянутый храм в конце XVIII в., являются общими для строительной культуры начиная с XVI в. и заканчивая серединой XIX в. Однако выявлены и некоторые индивидуальные приемы работы мастеров на этом объекте: например, по невыясненной пока причине плотники не использовали долото или стамеску, обходясь топором, а также остается пока неизвестным “инструмент с фигурным металлическим острием для выскребания архитектурных профилей” . В реставрационной практике допустимо, а в ряде случаев и необходимо применение современных технологических приемов и инструментов в сочетании с применением исторического опыта. При этом следует особо отметить, что соблюдение исторической технологии обработки увеличивает длительную сохранность деревянных элементов и долговечность всего строения. Это признают и современные ученые-древесиноведы.

Рассуждения о плотницких инструментах следует начать с топора - главного орудия плотницкого труда в прошлом. “Топор сохе первый помошник”, “Город строят не языком, а рублем да топором” - говорят пословицы. А еще - “Плотник топором думает”. Топором выполняли подавляющее большинство всех строительных работ.

Деревья в лесу валили лесорубным топором с узким лезвием, режущая кромка которого по сравнению с плотницким топором существенно дальше отстояла от топорища (рис. 2а). Это было нужно для того, чтобы топор при ударе глубоко наискось входил в слои дерева, но не увязал в древесине.

Бревна, плахи и доски отесывали потесом, имеющим широкое закругленное лезвие (рис. 2б). Такой топор больше напоминает секиру или бердыш стражников в исторических фильмах. Кстати, само слово “топор” - тюркского происхождения, оно пришло на Русь вместе с татаро-монгольским нашествием и заменило собой русское слово “секира”. Лет пятнадцать назад в селе Ратонбволок (Холмогорский район Архангельской области) пожилой местный житель решил показать нам топор и вынес его из глубины своего хозяйственного двора. Это была настоящая секира! На отполированную многими руками чуть изогнутую рукоять насажено длинное серпообразное лезвие с вытянутым носком и прямой пяточкой. Длина лезвия составляла 35 см, а общая длина с рукоятью - почти метр. Топор был в полной исправности: плотно расклинен и остро заточен, хоть сейчас в дело! Таким топором можно не только обтесать бревно или плаху, но, наверное, смело можно было идти на битву с Ордой.

Плотницким топором тесали бревна, вырубали в них чаши, выполняли узлы соединения элементов, декоративные детали и многое другое. Плотницкий топор XVII–XVIII вв. существенно отличался от современного. Собственно топор (металлическая часть) был коротким, каплевидным в сечении, лезвие нешироким (9–15 см), полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминая по форме колун для раскалывания дров, бревен) (рис. 2в), а сам топор тяжелее. Топоры ковали из особо стойкой, высокопрочной стали. Топорище (рукоятка) - длинное и прямое (а не изогнутое, как современное), на конце утолщенное, чтобы не выскакивало из рук. Для топорища выбирали прямую березовую плаху без сучков. Длина топорища была различной, потому что зависела от роста плотника: плотник, поставив топор на землю вертикально около своей ноги, свободно опущенной рукой мог взять в кулак утолщенный конец топорища (рис. 2г). Длинное топорище, являясь по сути рычагом, позволяло плотнику тратить меньше сил.

На книжных миниатюрах и иконах XVI–XVIII вв., фрагментарно изображающих процесс возведения той или иной церкви , топоры показаны именно такие: лезвие короткое, дугообразное, а топорище длинное и прямое.

Плотницкий топор XVII–XVIII вв. при обтесывании скалывает древесину, не утопая в ней глубоко и не оставляя следов в виде царапин, рисок и зазубрин, а вогнутой боковой стороной и своей массой при ударе одновременно уплотняет древесину на обрабатываемой поверхности. При работе топор держали в руках так, чтобы его лезвие было направлено не параллельно бревну, а перемещалось по дуге к нему - тогда в конце удара топор сам выходил из дерева. Если топор все-таки останавливался в древесине и оставлял тем самым задир, последний снимали следующим ударом, наносимым перед местом окончания в бревне предшествовавшего удара . Этими средствами достигали плотного примыкания друг к другу перерезанных волокон древесины без задиров. Тонкий же топор входит глубоко в древесину и вязнет там, что очень затрудняет теску.

Плахи и кровельные доски тесали в двух направлениях - туда и обратно - попеременно, полосами, вдоль бревна. Ширина одной полосы равнялась ширине лезвия топора. Топор XVII–XVIII вв. оставлял на отесанных плоскостях характерные следы. На доске получался рисунок, похожий на елочку или ребра рыбьего скелета, а в продольном сечении доски эти следы волнообразные, напоминающие стиральную доску. Поверхность тесаных досок получалась настолько гладкой, что об нее нельзя было даже занозить руку, и вместе с тем не плоской и ровной, а рельефной, волнообразной. С обработанной таким образом поверхности дождевая вода удалялась легче, поэтому тесаные доски меньше подвергалась увлажнению и биопоражению (загниванию). “Однако так тесать можно было только при условии: смотреть на обрабатываемую поверхность чуть сбоку, через топор (курсив А.В.Попова – Авт.) на дерево. По-видимому, это был принципиальный прием в работе плотников до конца XVIII века”, его использовали при любых видах обработки деревянных элементов топором. “В XIХ веке плотник при теске смотрел на обрабатываемую поверхность между деревом и топором по отвесу и мог видеть только вертикаль поверхности, но не место остановки топора в материале” .

Работа плотника физически очень тяжелая, требующая большого расхода энергии, поэтому плотников кормили мясными щами даже в разгар сенокоса и в пост. “Хорошему плотнику, конечно же, никогда не мешала богатырская сила. Но и без нее он все равно был хорошим плотником. Пословица “Сила есть - ума не надо” родилась в плотницком мире в насмешку над тупоумием и горячностью. Силу уважали тоже. Но не в одном ряду с талантом и мастерством, а саму по себе. Настоящие плотники экономили силу. Были неторопливы. Без однорядок-рукавиц не работали" .

Молодой работник, обычно подросток, начинал постигать плотницкое искусство с обычного топорища. Сделать топорище - значит сдать первый экзамен. Топорище делали из сухой березовой заготовки. “Топорище надо еще и насадить, и правильно расклинить, чтоб топор не слетел, и зачистить стеклянным осколком. После всего этого топор точили на мокром точиле. Каждая операция сама по себе требовала смекалки, навыков и терпения. Так жизнь еще в детстве и отрочестве приучала будущего плотника к терпению и последовательности. Нельзя же точить топор, пока его не расклинили, хоть и невтерпеж!” - отмечает известный писатель и знаток северного быта В.И.Белов .

И он же продолжает: “Уже в первый сезон артельной работы подросток обзаводился собственным инструментом. Просить у кого-либо инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном. Давали неохотно и вовсе не из скопидомства. Топор у каждого плотника был как бы продолжением рук, к нему привыкали, делали топорище сообразно своим особенностям. Хороший плотник не мог работать чужим топором”. Если работник возьмет не свой инструмент, то у него вскоре появятся неприятные ощущения в суставах, а на ладонях - мозоли: несподручно. Времени на заточку топоров никогда не жалели.

При выполнении большинства плотницких работ топор держали двумя руками; чашу рубили с двух сторон, нанося удары попеременно, то справа, то слева. Тесать плаху, бревно хороший плотник мог одинаково хорошо и справа, и слева. С какой стороны ударить, справа или слева, определяли по расположению волокон древесины, чтобы при ударе прижать перерезанные волокна. Поэтому лезвие топора затачивали симметрично, на одинаковые фаски, на одинаковый угол. Однако иногда из-за специфики обработки элемента заточку лезвия делали несимметричной.

Топор никогда не втыкали в бревно, предназначенное для строительства, ведь тогда пропадал смысл плотного затесывания его поверхности. Вообще с бревнами, подготовленными к укладке в строение, т.е. окоренными (ошкуренными), отесанными и оскобленными, а также с готовыми деталями обращались очень аккуратно, предохраняя их от механических повреждений, загрязнений и т. п. Любой задир, затес или даже царапина - “ворота для инфекции”. Это увеличивало вероятность биоповреждений древесины строительного элемента и, в конце концов, могло сократить жизнь всего строения.

Топор никогда не оставляли воткнутым в бревно или чурбак и не ставили к стене, а только клали под лавку. Вспомним детскую загадку: “Кланяется, кланяется, придет домой - растянется”. Именно растянется под лавкой, причем топор разворачивали лезвием к стене, чтобы никто случайно не поранился, поднимая что-либо закатившееся под лавку. Вообще любые действия, связанные с угрозой здоровью при работе с топором и другим инструментом, предупреждали особо.

Для обтески бревенчатых стен изнутри помещения применяли специальный топор, лезвие которого было прямым и несколько удлиненным по сравнению с обычным плотницким топором, а само лезвие разворачивали на острый угол так, чтобы ось насадки топорища была параллельна одной грани лезвия (рис. 2д). Топорище для такого топора специально подбирали из тонкого искривленного древесного ствола, чтобы во время работы не обивать кисти рук. В этом случае плотнику требовались два топора, выкованных зеркально, т.е. один со смещением лезвия вправо от плотника, для обтески справа налево, другой - со смещением влево, для обтески слева направо. В углах поверхность бревен вытесывали по дуге. Получался “круглый” угол. Обтеску вели от угла к середине стены. “Правым” топором левую сторону угла, закругленную по дуге, не обтесать. Вместо двух топоров иногда применяли один, но обоюдоострый, двухсторонний, у которого был один проух и два лезвия, выкованные зеркально (рис. 2е). Именно такими топорами отесывали стены архангельские мастера.

В этом случае имел значение также угол заточки топора. Лезвие топора затачивали несимметрично, под разными углами заострения, в зависимости от того, с какой стороны тесали стену - справа или слева (рис. 2ж). Фаску лезвия топора, обращенную при обтеске к стене и предназначенную для срезания древесины (т.е. внешнюю фаску по отношению к плотнику, параллельную оси насадки топорища), затачивали под более острым углом относительно оси лезвия, чем другую. Внутреннюю фаску, предназначенную для скалывания щепы, затачивали под менее острым углом. Такая асимметрия углов заточки позволяет лезвию находиться в надежном контакте с обрабатываемой поверхностью, топор не скользит по ней и не отскакивает, он как бы “затягивается” в древесину.

В “Курсе плотничных работ…” , выпущенном в 1906 г., представлен “поперечный” топор, предназначенный также для “обтески бревенчатых стен” (рис. 2з), прямое лезвие которого было развернуто перпендикулярно относительно топорища, по сути дела получилось уширенное тесло с плоским лезвием. Современные практикующие плотники-реставраторы предполагают, что таким топором отесывали только “круглые” углы в интерьере, потому что вертикальные поверхности стен отесывать им неудобно. Кроме того, после обработки таким топором вертикальная поверхность стен остается неровной, с крупными волнами, которые приходилось бы за несколько заходов убирать скобелем и рубанком.

Тесло - по сути дела тоже топор, топорище у которого длинное и прямое, а лезвие не только развернуто перпендикулярно относительно топорища, но и имеет полукруглое сечение, в виде черпачка (рис. 3а). Теслом вытесывали на бревне вдоль его волокон желоба разных размеров (например, неглубокий паз в бревне, предназначенном к укладке в стену, или глубокий водосточный желоб), выполняли участки плавного перехода от круглого бревна к брусу у оконных и дверных проемов, отесывали после топора “круглые углы” в интерьере и другие криволинейные поверхности. Пазник - тесло с нешироким плоским лезвием – служил для окончательной, чистовой выемки пазов после вырубки паза начерно топором (рис. 3б). Как правило, паз сначала вырубали начерно топором до получения П-образного профиля, а затем в глубине паза выбирали древесину пазником.

Столярный топор отличается от плотницкого меньшими размерами и меньшим весом - ведь столяр обрабатывает не бревна, а детали конструкций, имеющие меньшие размеры. Носок у столярного топора острый, а лезвие прямое. А ведь были еще колун, бондарный и колесный топоры и даже “американский”, обух которого был заменен обыкновенным четырехгранным молотком . Но это уже инструменты других ремесел.

Мастера настолько владели плотницким искусством, что с помощью нехитрого инструмента создавали поистине мировые шедевры деревянного зодчества.

В 1586 г. к новопостроенному “Архангельскому городу деревянному” на своем судне прибыл французский путешественник и купец Жан Соваж из города Дьеппа. Он засвидетельствовал в своих путевых заметках: “Постройка его (деревянного Архангельска. - Авт.) превосходна, нет ни гвоздей, ни крючьев, но так хорошо все отделано, что нечего похулить, хоть у строителей русских все орудия состоят в одних топорах, но никакой архитектор не сделает лучше, как они делают…” . Этот француз, желая похвалить русских плотников за мастерство, написал все наоборот. Когда в музее деревянного зодчества экскурсовод рассказывает вам, что “это сооружение выстроено одним топором”, - не верьте ему, как бы вас ни убеждали. Знающий специалист так никогда не скажет. Во-первых, “одним топором”, т.е. одним человеком, в одиночку, можно построить лишь маленькую постройку - баню, амбар, и то работать одному просто неудобно. Артелью или вдвоем работать гораздо сподручнее, да и веселее. Как, например, одному поднять бревно на стену? Во-вторых, “одним топором”, т.е. только топором, не построить ничего. Как, например, топором плотно посадить в срубе одно бревно на другое, просверлить отверстие под нагель или выдолбить паз? Без черты, сверла и долота никак не обойтись. А ведь было много (на Севере говорят: “уйма”) и другого инструмента, и каждый был определен для выполнения отдельной работы.

Черта - самый распространенный инструмент для прочерчивания на поверхности древесины параллельных прямых или кривых линий с целью последующей отески или распиловки бревен и строительных деталей (рис. 4 б,г). Для этого аккуратно, “по нитке” отесывали кромку одной доски. Прикладывали к этой кромке следующую доску и, плотно прижимая черту к выправленной кромке, процарапывали, прочерчивали металлическим острием глубокую параллельную царапину на прилегающей доске или примыкающей конструкции. По этой царапине-черте и отесывали примыкающую кромку. Отметка чертой требует аккуратности, так как оставленный след - глубокая царапина: это не карандашная помета - не сотрешь. Ослабляя или затягивая обмотку черты или фиксируя расстояние клинышком и кольцом, изменяли расстояние между острыми концами черты. Чертой причерчивали бревна для выборки продольного паза, чтобы добиться плотного примыкания бревен в стенах, чашу в бревнах перед ее чистовой обработкой. С помощью черты причерчивали (отбивали) и затем выстрагивали ровную кромку плах и досок для плотного их примыкания (укладывали в черту или впричерт) (рис. 4 д,е). Чертой отмечали места соединения элементов и делали другие пометы, которые теперь плотники отмечают карандашом. Впоследствии наряду с чертой использовали плотничий циркуль (рис.4а).

Черта, плотничий циркуль, отволока и рейсмус

В процессе исследования и реставрации упомянутой выше церкви в селе Верхняя Уфтюга архитектор-реставратор А.В. Попов предположил, что при рубке стен этой постройки (только при рубке стен, а не в других частях сооружения. – Авт.) плотники использовали лишь два инструмента: топор и черту, хотя другие инструменты были им, безусловно, известны. Он определил это по характерным соединениям элементов сруба, например, Л- и М- образным пазам во врубках, тогда как для выполнения прямоугольного паза необходим еще один инструмент - долото или стамеска. Реставраторы не могли найти объяснения такой приверженности старых мастеров лишь этим инструментам. Однако нельзя исключить и того, что в данном случае проявились индивидуальные приемы работы мастеров XVIII в. .

При большом количестве досок удобнее причерчивать их с помощью отволоки, забрав доски в своеобразный станок (рис. 4 в, ж). В Архангельском крае этот инструмент называют “щеголек”, говорят: “причертить под щеголек”, “набрать пол под щеголек”, т.е. особо плотно, без малейших щелей.

Впоследствии во многих технологических операциях черту и отволоку заменил рейсмус. “Рейсмус” - слово немецкое, буквально означает “инструмент для проведения параллельных линий” (вспомним: рейсмусовый станок, рейсшина). Рейсмус использовали также для перенесения размеров с одних деталей на другие. Принцип его действия аналогичен: прочерчивание на древесине царапины острой шпилькой, только вместо кольца и клинышка, как у черты, у рейсмуса подвижная колодка, которую фиксируют винтом (рис. 4з). (Кстати, иностранными названиями инструментов, в основном голландского и немецкого происхождения, русская строительная технология обязана венценосному плотнику Петру I.)

Для чистовой, после топора, окорки бревен и снятия заболони применяли струг, или скобель (от “скоблить”). Этот инструмент представлял собой скребок, серпообразную металлическую пластину с режущей кромкой и двумя рукоятками. В некоторых местностях средней полосы России этот скребок называли хаком (от натужного звука “ха”, издаваемого плотником при работе этим инструментом) . Существовали два его вида: прямой и закругленный (кривой) (рис. 5а, б).

Скобелем снимали с бревен кору на границе луба, не повреждая древесину, и одновременно выравнивали поверхность бревна, сострагивая неровности и небольшие сучки. Окоривали бревна в направлении от комля к вершине, чтобы не оставлять задиров. При окорке бревна топором неизбежно появлялись бы сколы и засечки, что повышало вероятность биопоражений, при обработке скобелем поверхность бревна получалась гладкая и без задиров. Бревна с неповрежденной, плотной и гладкой поверхностью сохраняются в постройке необыкновенно долго.

Скобелем также убирали с тесаной поверхности оставшиеся после обработки топором и теслом “волны” и доводили поверхность до идеально гладкой. Выскабливали стены, кровельный тес, дверные и оконные косяки, полотна дверей и ставен. Необходимо отметить, что элементы конструкций выскабливали только в небольших объемах или в интерьере церквей и жилых помещений дома, так как работать скобелем очень тяжело, труднее, чем рубанком. Прямые поверхности скоблили прямым скобелем, “круглые” углы в интерьере - круглым. Косяки дверных и оконных проемов, дверные полотна, доски и т.п. выскабливали вдоль волокон древесины, стены же - под углом около 60° к оси бревна. В связи с тем что бревна стен имели в той или иной мере наклон волокон, их скоблили в две стороны: полбревна - в одну сторону, полбревна - в другую . После скобеля обработку поверхности заканчивали. “После скобеля топором”, - говорят о какой-либо полностью законченной работе, которую, желая улучшить, только испортили дополнительной обработкой.

Слева вверху - долота

Справа вверху - бурава: ложечный, винтовой, перьевой

Внизу - наугольник, малка и уровень

Долотом шиповым (рис. 6а) наряду с пазником зачищали пазы в оконных и дверных косяках. Долото плоское и просека (рис. 6б) были шире и тоньше шипового долота, ими зачищали пазы и гнезда с боков и пробивали отверстия в строительных элементах. Для самой тонкой, деликатной работы использовали стамеску. Долото, просеку и стамеску затачивали только с одной стороны.

Для просверливания отверстий нужны были различные бурава: ложечный, винтовой, перьевой (“пёрочный”, “пёрка”) (рис. 7 а, б, в). Бурав винтовой на Севере называли “напарья”. Им просверливали гнезда под нагели (“куксы”) в бревнах сруба.

Пила в России появилась при Петре I, а в повседневный плотницкий обиход вошла лишь в XIX в. Пила поперечная двуручная нужна для перепиливания бревен поперек волокон. Лучковой пилой, тоже поперечной, раньше валили деревья в лесу. Лучковая пила внешне представляет собой икс-образную рамку, на одной стороне которой закрепляли пильное полотно, а с другой полотно натягивали скруткой - тетивой. Ее режущее полотно гибкое, сталь жесткая. В лучковую пилу вставляли узкое, не больше 5 см шириной полотно, чтобы во время спиливания деревьев большого диаметра предохранить полотно от защемления. Для распиловки бревен вдоль волокон использовали специальную двуручную маховую пилу (продольную) с длинными косыми зубьями и небольшим разводом. Пилой-ножовкой пользуются для выполнения продольных и поперечных пропилов и прорезей в нетолстых элементах и досках. Для точной обработки шипов в местах соединения деталей и перепиливания досок под разными углами, например, при соединении деталей оконных рам, применяли специальный шаблон - стусло. Но это уже не столько плотничное, сколько столярное приспособление.

Плотники и столяры всегда работали остро заточенным инструментом. Острый инструмент, во-первых, требует меньших усилий при обработке древесины вручную и, во-вторых, уплотняет перерезанные волокна древесины, что способствует ее сохранности. Заточку инструментов выполняли на точильном круге из природного камня, установленном на оси в корытообразной колоде, реже - бруском. Зубья пилы надо не только заточить, придав им определенный профиль, но и поочередно “развести” в разные стороны в зависимости от предназначения пилы. Правильная разводка облегчает и ускоряет работу.

Металлические молоты (молоток, или ручник; молот, или кувалда) для плотника были необязательны, а вот деревянные - необходимы. Для легких ударов по дереву использовали деревянную киянку, для тяжелых ударов, например для осадки бревен при рубке стен, насаживания бревен на нагели (“коксы”) - большой деревянный молот, длина рукоятки которого около метра, а на конце насажена полуметровая чурка. Масса этого молота достигала 15 кг и более. Попробуй, помаши таким целый день! В некоторых местностях этот деревянный молот называли “барсик”. При ударе деревянным молотом и киянкой на древесине не остается заметных следов - вмятин.

Обычный рубанок для плотника тоже был необязателен. Это столярный инструмент. Предварительную, черновую острожку материала (кровельного теса, строительных элементов) выполняли рубанком-медведоном (медведкой), им работали вдвоем. Рубанком с полукруглым лезвием (шерхебелем) также выполняли черновую острожку, но одной парой рук, а потом уже доску строгали рубанком с одним или двумя лезвиями (один нож-лезвие называли железкой, другой, ломающий стружку, - горбыльком). У обычного рубанка одно лезвие (железка) с прямым нижним концом. Строгать легче, если вести рубанок не строго вдоль волокон древесины, а под небольшим углом к ним - так лезвие приемистей снимает стружку. Чем она тоньше и длиннее, тем благороднее получается поверхность. Окончательно поверхность доски или детали можно пройти фуганком. Для строгания четверти и шпунта применяли зензубель, для профильной обработки кромок - отборник , а для создания рельефной поверхности доски - калевку. Рубанком можно обрабатывать не только плоскости, а кромки и даже торцы досок, обратив внимание при этом на правильную подготовку и заточку лезвия ножей.

Наугольник применяли для отбивки только прямого угла (рис. 8а); малка – тот же наугольник, но с одной подвижной кромкой - применялся для снятия и обозначения различных углов (рис. 8б). Складной аршин (позднее метр) плотнику тоже необходим. Все остальные вспомогательные приспособления плотники делали сами по ходу работы (отвесы, шнурок, клинья и т.п.).

Прикидочную проверку вертикальности элементов опытные плотники производили, легко удерживая опущенный вниз топор за конец топорища и “пристреливая” вертикаль наметанным глазом. Для проверки строгой вертикальности установки конструкций использовали отвес (весок) в виде шнура с грузиком. Профессиональный плотник делал для себя деревянный уровень с отвесом - гирькой (рис. 8в). Уровень в виде деревянного бруска с воздушным пузырьком в стеклянной трубке с жидкостью появился много позже. Называли его немецким словом ватерпас. Не каждый мог иметь такой покупной уровень: штука дорогая. Долгое время пользовались деревянным, самодельным.

Нужен был и шнур, в первую очередь для “окладывания” строения, т.е. разметки плана, выкладывания плана будущей постройки в натуральную величину с помощью мерного шнура, узлами разделенного на простые сажени и аршины. Шнур применяли и для разметки бревен, отбивки на них прямой линии с целью раскалывания на плахи для последующего вытесывания досок. Для этого окоренное бревно укладывали на ровную поверхность и в каждый его конец у торцов вбивали по одному гвоздю или клинышку - посередине, или по два - на необходимом расстоянии по ширине бревна. За эти гвозди внатяг, аккуратно, чтоб не испачкать бревно, привязывали шнур, перед этим натерев его углем (“протягивали по головешке”). Затем посередине длины бревна шнур оттягивали, чтобы он отошел от бревна, и отпускали - от удара шнура на бревне оставался идеально прямолинейный черный след. (Известный писатель и знаток северного быта В.И. Белов писал: “отстрекнуть” на бревне прямую линию.) Так получали разметку плах “по шнуру”, или “по нитке”.

Клинья нужны были для многих работ: их вставляли в распилы, расколы и расщепы для предупреждения зажимания инструментов, клиньями зажимали строительные элементы для их плотного стыкования (например, плахи перекрытий), расклиниванием выправляли зазоры в узлах и стыках элементов, расклинивали рукоятки инструментов, клинья подкладывали для исправления небольших плотничных огрехов. Не зря говорится: “Клин - первый плотнику помощник”, “Не клин да не мох - и плотник бы сдох”.

При возведении крупных общественных, в том числе культовых, сооружений, например церквей, заказчики - монастыри или крестьянская община, как правило, предоставляли подрядчикам - плотницкой артели во главе с мастером - все строительные материалы и изделия (бревна, плахи перекрытия, кровельный тес, лемех, мох и пр.), покупные материалы (гвозди, скобяные изделия и пр.) и подсобный инвентарь (канаты для подъема строительных элементов и пр.). Инструменты же всегда принадлежали плотникам, были личной собственностью каждого и имели индивидуальные особенности: “…топоры, и скобли, и тесники, и просеки, и векши, и долота… то наше, плотниково все…” .

Несомненно, что при проведении реставрационных работ на деревянном сооружении, имеющем культурно-историческую ценность, строительная технология, плотницкий инструмент и приемы и способы работы им по возможности должны соответствовать историческому периоду возведения этого строения. Инструмент и историческая технология строительства тоже являются культурно-исторической ценностью. При проведении восстановительных работ следует стремиться изготавливать заменяемые деревянные элементы тем же способом и тем же инструментом, которыми были выполнены оригиналы.

Реставрация церкви Дмитрия Солунского в с. Верхняя Уфтюга Красноборского района Архангельской области впервые в России была проведена в соответствии с исторической технологией строительства с применением старинного плотницкого инструмента и приемов работы с ним

Отрадно отметить, что исторический опыт не пропал полностью, к нему возвращаются при проведении исследований и реставрации памятников деревянного зодчества. Так, историческую плотницкую технологию и инструмент широко используют при реставрации древних культовых строений XVII – XIX вв. в Кенозерском национальном парке, на храмовом ансамбле села Ненокса (начала XVIII в.) и в церкви в селе Заостровье (1683 г.) Приморского района, церкви в деревне Кимжа (1709 г.) Мезенского района, а также при возведении деревянной церкви в Архангельске.

Список литературы

1 Белов В.И. Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей. М., 2000.

3 Белов В.И. Повседневная жизнь...

4 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании русской плотничной технологии XVII–XVIII вв. М., 1993.

5 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С. 10.

6 Таких изображений чрезвычайно мало, но в качестве примера можем указать: Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л.: Стройиздат, 1981. С. 43, 44.

7 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С. 9–10.

8 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С. 9-10.

9 Белов В.И. Повседневная жизнь…

11 См.: Курс плотничных работ, составил Н. Н. Игнатьев, штатный преподаватель Института Гражданских Инженеров Императора Николая I, с 136-ю рисунками в тексте. СПб., 1906.

12 Курс плотничных работ…

13 Русский вестник. 1841. Т.1. Ч.1. С.228.

14 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С.11.

15 См.: Соболев А.А. Русский дом. Бостон, 1997. С.15.

16 Попов А.В., Шургин И.Н. О воссоздании… С.9–10.

17 Четверть - выемка прямоугольного сечения на ребре бруса или доски; шпунт - желобок прямоугольного сечения, сделанный вдоль бруса или доски.

18 См.: Курс плотничных работ… Плотничное искусство с 203 рисунками, изложенное полковником Деменьтьевым. СПб., 1855.



Для этого создают автоматизированные системы управления с современной быстродействующей вычислительной и организационной техникой . 2. Анализ себестоимости перевозок филиала «Троллейбусный парк № 2» 2.1 Характеристика предприятия Филиал «Троллейбусный парк № 2» входит в состав КУП «Минсктранс» в качестве обособленного подразделения, не обладающим правами юридического лица. ...

Которая основывалась на теории педагогического классицизма и вела к единообразию в идеологии образования, что приводило к закрытости школы, казенщине, бюрократизму. 1.3. Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века. Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, ...