ортодоксальная, ортодоксальное; ортодоксален, ортодоксальна, ортодоксально (от греч. orthodoksos - правоверный) (книжн.). Последовательный, строго придерживающийся правильного учения. Ортодоксальные взгляды. марксизм.


Смотреть значение Ортодоксальный в других словарях

Ортодоксальный Прил. — 1. Последовательно и неуклонно придерживающийся основ какого-л. учения, мировоззрения, каких-л. взглядов.
Толковый словарь Ефремовой

Ортодокс, Ортодоксальный — (Буквально: правоверный) неуклонно следующий определенному учению (доктрине, системе взглядов); строго придерживающийся этого учения в его первоначальном или общепринятом виде.
Политический словарь

Ортодоксальный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [от греч. orthodoxos - правоверный] Книжн. Последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-л. учения, мировоззрения. О-ое направление в науке.........
Толковый словарь Кузнецова

Ортодоксальный — Это слово, заимствованное из французского, имеет в русском языке параллельную кальку – православный. Во французском orthodoxal восходит к греческому orthodoxos – "имеющий правильное........
Этимологический словарь Крылова

Сон Ортодоксальный — см. Сон медленный.
Большой медицинский словарь

Ортодоксальный — - правоверный - неуклонно следующий определенному учению, направлению, системе взглядов, идеологии; строго придерживающийся какого-либо учения в его первоначальном или общепринятом виде.
Исторический словарь

Ортодоксальный Марксизм — Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма" , "Основные вопросы марксизма" , "Искусство........
Социологический словарь

Ортодоксальный Марксизм (развитие) В Социологии — Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.
Социологический словарь

    Ортодоксальный иудаизм - общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.

    Британская Ортодоксальная Церкви (англ. British Orthodox Church, в прошлом Православная церковь на Британских островах, англ. Orthodox Church of the British Isles) - небольшая автономная церковь, находящаяся в юрисдикции Коптского Александрийского Патриархата.

    Ортодоксальный модернизм (или современная ортодоксия) - направление ортодоксального иудаизма, интегрирующее ортодоксальные принципы, ценности и традиции с современной культурой и цивилизацией. Ортодоксальный модернизм связан с несколькими учениями и потому может принимать различные формы. В США и Европе наиболее распространена философия «Тора и Наука» (Тора у-мада). В Израиле ортодоксальный модернизм в значительной степени связан с религиозным сионизмом, а его последователи составляют более половины...

    Ортодокса́льная компози́ция (англ. orthodox composition) - область шахматной композиции, которая подчиняется обычным шахматным правилам, где цель (мат, выигрыш или ничья), материал (доска, фигуры) и средства (правила игры) - шахматные. Включает две группы...

Слово «ортодоксальный» в понимании современного общества, как правило, ассоциируется с религией. Это касается и православных верующих, и мусульман, и адептов некоторых На самом деле ортодоксальный — это вовсе не обязательно связанный с религией.

Терминология и примеры

Само слово произошло от «ортодокс», что в переводе на русский язык означает «правильный», «прямое мнение», «правильное учение». Нередко оно употребляется в контексте того или иного религиозного течения. Например, в иудаизме среди множества различных направлений встречаются ортодоксальные. Православную веру также во всем мире называют ортодоксальной.

В философии термин достаточно уместен. Означает он нечто радикальное, находящееся на грани разумного. Ортодоксальные философские школы, учения которых близки к религиозным, нередки для индийской и Ни для кого не секрет, что большинству азиатских сообществ присущи радикальные жизненные позиции. Но и в Европе они тоже встречаются. Тот же марксизм, являющийся ярким примером радикальной философии.

Ортодоксальное направление в христианстве

Среди существующих течений одной из известнейших и наиболее строгой является православная вера. Ее иногда относят к радикальным направлениям. В переводе на многие языки ортодоксальный — это и православный в том числе. То есть уже одно название заставляет задуматься об истинности такой ассоциации. Во-вторых, именно в христианстве является наиболее строгим в плане обрядов и правил. Богослужения в православных храмах, в отличие от католических или протестантских, осуществляются стоя (а порой и на коленях). Ни в одном из христианских течений нет столь строгих и многочисленных постов и послушаний. С другой стороны, многие православные не считают обязательным их соблюдение. Чего нельзя сказать о прочих христианских направлениях.

Ортодоксы в иудаизме

По мнению самих верующих, данное течение позволяет человеку жить в гармонии с собственным разумом и совестью. У иудеев ортодоксальный — это глубоко верующий, зачастую выставляющий свои убеждения напоказ. Правда, в современном мире подобное поведение не всегда уместно и не всем удобно. Именно этот факт и стал основополагающим для появления ортодоксального модернизма, согласно которому вполне можно придерживаться всех тех же принципов, не отрываясь от современной цивилизации.

В Израиле довольно много людей, следующих именно этому течению, граничащему с сионизмом. По мнению некоторых философов, подобная адаптация не только не повредила ортодоксально-религиозным течениям евреев, но и пошла им на пользу. Благодаря осовремениванию понятий подобные сообщества не перестают привлекать к себе молодежь. А это крайне важно для любой религии, философской школы и даже клуба по интересам.

Ортодоксальные иудеи выделяются не только поведенческими аспектами (чтение Торы, ограничения, связанные с приемом пищи, праздники), но и внешне (одеждой, ношением различных символов). Подобные течения характерны для большинства мировых религий, в частности ислама. Чего нельзя сказать об ортодоксальном модернизме.

Философские школы востока

В Индии и Китае ортодоксальный — это норма. Тут присутствует масса школ и течений как религиозного направления, так и основывающихся на науке или логике. Большинство из них находится на грани этих понятий.

Так, в Индии из наиболее многочисленных и популярных можно отметить Ньяю (симбиоз буддизма и логики), Санкхью (ортодоксальную философию чисел), известную во всем мире Йогу и брахманистскую Пурва-мимансу. Есть еще целый ряд направлений, объединенных общим названием Веданта (синкрет теологии, космологии и религии).

Ортодоксальных течений в мире великое множество. Часть из них носит религиозный характер, другая — философский. Также существуют и промежуточные варианты. В основном они присущи Востоку, но встречаются и в западных культурах. Несмотря на существенные различия, есть один принцип, объединяющий их все — это вера. В Бога, в в истинность собственных убеждений или правильность поступков.

Ортодоксальный (греч. orthodoksos – правоверный) – человек, который свято чтит и придерживается основ, обрядов, неукоснительно следует заповедям своей религии, которая, по его мнению, единственная верная. Таково самое распространенное значение и толкование слова «ортодоксальный» . Однако, это слово касается не только религии. Им (словом) можно также назвать любого человека, который живет строго по своему мировоззрению, делает лишь то, что не противоречит его принципам.

Ортодоксальность – безусловное следование какому-нибудь учению, твердая последовательность во взглядах. Противоположность ортодоксии - иноверие и ереси. Основой же ортодоксальных учения являются догматы.

Ортодоксальный. Религиозное значение слова

Ортодоксальное христианство

Христианство делится на несколько направлений, одним из которого является православие. Православная вера значительно отличается от других видов даже христианских вероучений таких, как католицизм и протестантизм. Многие частенько называют ее радикальной. Слово «Православный» – одно из переводов слова «ортодоксальный». Одно такое название наводит мысли об ортодоксальности такого течения. Также это течение является самым строгим из христианства в целом.

Службы в православных храмах, совершаются стоя, а иногда и на коленях, в отличии от протестантства и католицизма.

Православная вера богата так же на посты и послушания, как никакое другое течение. Однако, далеко не все православные их соблюдают. Чего не скажешь об остальных представителях христианского вероучения.

Ортодоксальный иудаизм

Это течение, как думают сами приверженцы, позволяет жить и гармонировать со своей совестью и разумом. Для иудеев человек ортодоксальный - это тот, который твердо убежден в своей вере, и частенько выставляющий свои убеждения для всеобщего обозрения. Хоть зачастую это вызывает различного рода неудобства в современном обществе.

Именно поэтому и появился ортодоксальный модернизм , который гласит, что для того, чтобы придерживаться этих правил совсем необязательно отрываться от цивилизованного общества. Благодаря тому, что понятия тоже становятся современнее сообщества такого рода привлекают все новую и новую молодежь, что крайне важно не только для любой религии, но и для каждого философского течения, каждого клуба, если хотите.

Иудеи-ортодоксы выделяются не только своим поведением, но и ношением другой одежды, разного рода символов. Это видно сплошь и рядом у большинства религий, особенно у последователей ислама. Но этого ни в коем случае нельзя сказать об ортодоксальном модернизме.

Ортодоксальные школы востока

Ортодоксальность в таких странах, как Индия и Китай – обычное дело. Для этих стран характерно большое количество школ не только религиозного течения, но также основанных на простой логике и научных фактах. Большинство из них существуют на пересечении этих понятий. Отметим самые многочисленные и популярные школы в Индии: Ньяю (учение, где логика граничит с буддизмом), широко распространившаяся во всём мире Йога, Санкхью (числовая ортодоксальная философия), и Пурва-мимансу и т. д.

Существует бесчисленное множество ортодоксальных направлений . Некоторым присущ религиозный характер, некоторым – философский, а порой встречаются и то, и другое «в одном флаконе. В основном ортодоксальность характерна для восточных течений, впрочем, встречаются и на западе.

Итак, ортодоксальный… Значение и толкование этого слова может быть различным, но есть то, что их несомненно объединяет – ВЕРА. Неважно во что… То ли в Бога, то ли во что-то сверхъестественное, то ли вера в свои убеждения, принципы, поступки.

Ортодоксальность как качество личности – склонность последовательно и неуклонно придерживаться основ какого-либо учения, мировоззрения, каких-либо взглядов.

Ортодоксальный ребе ведет беседу с молодой парой, перед свадьбой: - И еще запомните, танцевать вы больше не будете. А если будете, то мужчины отдельно, женщины отдельно. - Ребе, а как же насчет ceкcа? - Секс, это можно, даже нужно. Секс - это мицва, богоугодное дело. - А какой ceкc можно? Если жена снизу, муж сверху, можно? - Можно. - А если муж снизу, жена сверху? - Это тоже можно. - А если стоя? - Стоя нельзя - этак и до танцев докатитесь!

В субботу иудеям нельзя носить с собой никаких предметов. Суббота. Ортодоксальный еврей переходит улицу. Вдруг на асфальте что-то блеснуло… «Золотые часы! Поднимать? Не поднимать? В субботу же ничего нельзя с собой носить. Так что же, пройти мимо? Но разве можно такое выдержать?» И тут вдруг на еврея находит озарение. Наклонившись над часами, он убеждается, что они ещё тикают, и строго говорит: — Уж если вы идёте, то пойдём вместе!

Ортодоксальность – следование тысячи раз проверенной традиции. Постоянная, стабильная и устойчивая, ортодоксальность всегда идёт к чему-то устоявшемуся. Помешанная на вульгарной традиционности и преемственности, ложная ортодоксальность стремится перенести в новое всё старое. Ни самое лучшее, что было в старом, а всё – и хорошее и плохое. Возникает эклектика старого и нового.

Беда ложной ортодоксальности в чрезмерной привязанности, зависимости от какого-либо учения, второстепенной идеи. Зачастую поверхностная идейка возводится в ранг главных, основополагающих. Если ортодокс занимается, к примеру, бабочками, то все жизненные процессы и явления он видит во взаимосвязи с бабочками. Без бабочек, по его убеждению, и солнце не взойдёт.

Ортодоксальное знание – знание, ставшее частью жизненного опыта многих тысяч успешных людей. Знание должно быть авторитетным, иметь тысячи представителей, которые успешно реализовали его на практике, должно всегда готово рассказать, как в настоящий момент обстоят дела с цепочкой ученической преемственности. То есть знание должно быть проверено практикой. Тогда оно будет ортодоксальным и, вместе с тем правильным. Иначе это – нереализованное знание – признак ума, но не мудрости. Мудрость – это реализованное, проверенное практикой знание. Ортодоксальность здесь отождествляется с мудростью.

Можно знать обо всём на свете, быть энциклопедистом и знатоком всего и вся и, в то же время, быть глупцом. От нереализованного знания наступает горе от ума. Человек с нереализованным знанием становится злым, горделивым, циничным и неуважительным к людям. Он может называть себя ортодоксом, но какой в этом смысл? Он представляет умственное, то есть спонтанное, хаотичное, сумбурное знание. Такое знание иллюзорно. Словом, называй меня хоть горшком, только в печь не ставь.

Ортодоксальность – преданное следование обычаям своего миропонимания. Анекдот в тему. В кафе приходит старый ортодоксальный еврей и заказывает суп. Ему приносят суп и два куска хлеба. После того, как он его доедает, к нему подбегает менеджер и спрашивает: — Вам у нас понравилось? — Да. Но вы могли бы дать побольше хлебушка? На следующий день еврей опять приходит. Ему дают суп и четыре куска хлеба. Менеджер, предвкушая приятный отзыв, подбегает к нему: — Вам у нас понравилось? — Да. Но почему бы вам не дать еще больше хлебушка! На следующий день еврею дают восемь кусков хлеба. История повторяется. Наконец, подав еврею к супу батон хлеба и получив тот же ответ, менеджер решает проблему раз и навсегда. Он отправляется в ближайшую пекарню, заказывает там полуметровый хлебище, который потом режут на две половины, мажут маслом и подают еврею, когда он приходит. После того, как он доедает, менеджер подбегает к нему и нервно спрашивает: — Ну, как вам у нас? Еврей, хитро: — Хорошо! Но я смотрю, вы опять даете всего лишь два кусочка хлебушка!

В книге «Личность и Вечность», авторы Л. А. Секлитова и Л. Л. Стрельникова пишут: «Ортодоксальность подразумевает не только изучение определённых знаний, но умение применять их длительное время, одновременно отторгая всё другое. Поэтому ортодоксальность можно охарактеризовать как постоянство и неизменность следования выбранному знанию и направлению развития. Если индивид следует новому прогрессивному учению, это способствует его продвижению вперёд; если же он следует устаревшему учению, то начинает деградировать вместе с ним. Некоторые теории превращаются в догмы, потому что начинают не соответствовать современным тенденциям развития. И если человек не способен разобраться, что устарело и тянет его назад, а что ново и прогрессивно, то, цепляясь за старое, он теряет годы, отпущенные ему для совершенствования, и тем самым удлиняет свой путь развития на данной стадии. Ортодоксальность как предпочитаемая тенденция развития должна быть всегда связана с прогрессивными процессами, чтобы не перейти в застойные явления, не превратиться в догму и консерватизм, когда индивид, увлекаясь чем-то одним, не желает больше заниматься ничем другим и пытается отвергать всё новое и современное. То есть собственную Ортодоксальность он пытается строить только на старом, хорошо им усвоенном. Но это уже — остановка в развитии, а следовательно, — деградация. Она отбрасывает личность назад в прогрессировании. Так что Ортодоксальность может иметь и направленность регресса. Только в воссоединении с новым она имеет прогресс и устремляет индивида в будущее. Современность как настоящий момент действительности для того и даётся, чтобы двигать каждого в развитии вперёд к будущему, то есть дорога в будущее лежит только через постижение и усвоение нового».

Ортодокс, отказавшись даже на минуту от своего миропонимания, рискует жизнью. Один ортодоксальный еврей влюбился в простую русскую девушку и очень хотел на ней жениться. Однако родителям невесты не внушал доверия внешний вид жениха. Грязный, в рванье, с длинными нечесаными волосами он был им неприятен, и они поставили условие — перед свадьбой привести себя в порядок. Любовь штука не шутейная. И вот уже свежепомытого и постриженного жениха по дороге к невесте насмерть сбивает автомобиль. Очутившись в раю, несостоявшийся молодожен обращается к Богу с горькими словами. Он спрашивает, почему Бог допустил, что его, ни разу не согрешившего, сбила машина. Бог внимательно выслушал его. Пригляделся повнимательнее и молвил: — Хаим это ты. Да я тебя просто не узнал.

Петр Ковалев