ЭРАСТ ФАНДОРИН VI

СКВЕРНОЕ НАЧАЛО

Эраста Петровича Фандорина, чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе, особу 6 класса, кавалера российских и иностранных орденов, выворачивало наизнанку.
Тонкое, бледное до голубизны лицо коллежского советника страдальчески кривилось, одна рука, в белой лайковой с серебряными кнопочками перчатке была прижата к груди, другая судорожно рассекала воздух - этой неубедительной жестикуляцией Эраст Петрович хотел успокоить своего помощника: ничего, мол, ерунда, сейчас пройдет. Однако судя по продолжительности и мучительности спазмов это была очень даже не ерунда.
Помощнику Фандорина, губернскому секретарю Анисию Питиримовичу Тюльпанову, тощему, невзрачному молодому человеку 23 лет, никогда еще не доводилось видеть шефа в столь жалком состоянии. Тюльпанов и сам, впрочем, был несколько зелен лицом, но перед рвотным соблазном устоял и теперь втайне этим гордился. Впрочем, недостойное чувство было мимолетным и потому внимания не заслуживающим, а вот нежданная чувствительность обожаемого шефа, всегда такого хладнокровного и к сантиментам не расположенного, встревожила Анисия не на шутку.
- П-подите..., - морщась и вытирая перчаткой лиловые губы, выдавил Эраст Петрович. Всегдашнее легкое заикание, память о давней контузии, от нервного расстройства заметно усилилось. - Т-туда подите... Пусть п-протокол, п-подробный... Фотографические с-снимки во всех ракурсах. И следы чтоб не за...за...затоптали...
Его снова согнуло в три погибели, но на сей раз вытянутая рука не дрогнула - перст непреклонно указывал на кривую дверь дощатого сарайчика, откуда несколькими минутами ранее коллежский советник вышел весь бледный, на подгибающихся ногах.
Идти назад, в серый полумрак, где вязко пахло кровью и требухой, Анисию не хотелось. Но служба есть служба.
Набрал в грудь побольше сырого апрельского воздуху (эх, самого бы не замутило), перекрестился и - как головой в омут.
В лачуге, использовавшейся для хранения дров, а ныне по случаю скорого окончания холодов почти опустевшей, собралось изрядное количество народу: следователь, агенты из сыскной, частный пристав, квартальный надзиратель, судебный врач, фотограф, городовые и еще дворник Климук, обнаруживший место чудовищного злодеяния - утром сунулся за дровишками, узрел, поорал сколько положено, да и побежал за полицией.
Горело два масляных фонаря, по низкому потолку колыхались неспешные тени. Было тихо, только в углу тонко всхлипывал и шмыгал носом молоденький городовой.
- Ну-с, а это у нас что? - с любопытством промурлыкал судебно-медицинский эксперт Егор Виллемович Захаров, поднимая с пола рукой в каучуковой перчатке нечто ноздреватое, иссиня-багровое. - Никак селезеночка. Вот и она, родимая. Отлично-с. В пакетик ее, в пакетик. Еще утроба, левая почка, и будет полный комплект, не считая всякой мелочи... Что это у вас, мсье Тюльпанов, под сапогом? Не брыжейка?
Анисий глянул вниз, в ужасе шарахнулся в сторону и чуть не споткнулся о распростертое тело девицы Андреичкиной, Степаниды Ивановны, 39 лет. Эти сведения, равно как и дефиниция ремесла покойной, были почерпнуты из желтого билета, аккуратно лежавшего на вспоротой груди. Более ничего аккуратного в посмертном обличье девицы Андреичкиной не наблюдалось.
Лицо у ней, надо полагать, и при жизни собой не видное, в смерти стало кошмарным: синюшное, в пятнах слипшейся пудры, глаза вылезли из орбит, рот застыл в беззвучном вопле. Ниже смотреть было еще страшней. Кто-то располосовал бедное тело гулящей вдоль и поперек, вынул из него всю начинку и разложил на земле причудливым узором. Правда, Егор Виллемович успел уже почти всю эту выставку собрать и по нумерованным пакетам разложить. Осталось только черное пятно привольно растекшейся крови, да мелкие лоскуты не то искромсанного, не то изорванного платья.

«Декоратор» – шестая книга Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина». Вместе с повестью «Пиковый валет» образует книгу «Особые поручения».

В Москве происходят неслыханные события – полиция обнаруживает одну за другой женщин с перерезанным горлом. У всех жертв отсутствуют признаки полового насилия, зато извлечены внутренние органы и аккуратно разложены на месте преступления, образуя некую «декорацию», как ее называет сам преступник. На лице или шее каждой убитой красуется кровавый отпечаток поцелуя – почерк лондонского Джека-Потрошителя. Неужели серийный убийца перебрался в Москву? Найти ответ на этот вопрос предстоит, конечно же, чиновнику по особым поручениям Эрасту Петровичу Фандорину.

Борис Акунин

Особые поручения: Декоратор

Скверное начало

4 апреля, великий вторник, утро

Эраста Петровича Фандорина, чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе, особу 6 класса, кавалера российских и иностранных орденов, выворачивало наизнанку.

Тонкое, бледное до голубизны лицо коллежского советника страдальчески кривилось, одна рука, в белой лайковой с серебряными кнопочками перчатке была прижата к груди, другая судорожно рассекала воздух – этой неубедительной жестикуляцией Эраст Петрович хотел успокоить своего помощника: ничего, мол, ерунда, сейчас пройдет. Однако судя по продолжительности и мучительности спазмов это была очень даже не ерунда.

Помощнику Фандорина, губернскому секретарю Анисию Питиримовичу Тюльпанову, тощему, невзрачному молодому человеку 23 лет, никогда еще не доводилось видеть шефа в столь жалком состоянии. Тюльпанов и сам, впрочем, был несколько зелен лицом, но перед рвотным соблазном устоял и теперь втайне этим гордился. Впрочем, недостойное чувство было мимолетным и потому внимания не заслуживающим, а вот нежданная чувствительность обожаемого шефа, всегда такого хладнокровного и к сантиментам не расположенного, встревожила Анисия не на шутку.

– П-подите…, – морщась и вытирая перчаткой лиловые губы, выдавил Эраст Петрович. Всегдашнее легкое заикание, память о давней контузии, от нервного расстройства заметно усилилось. – Т-туда подите… Пусть п-протокол, п-подробный… Фотографические с-снимки во всех ракурсах. И следы чтоб не за…за…затоптали…

Его снова согнуло в три погибели, но на сей раз вытянутая рука не дрогнула – перст непреклонно указывал на кривую дверь дощатого сарайчика, откуда несколькими минутами ранее коллежский советник вышел весь бледный, на подгибающихся ногах.

Идти назад, в серый полумрак, где вязко пахло кровью и требухой, Анисию не хотелось. Но служба есть служба.

Набрал в грудь побольше сырого апрельского воздуху (эх, самого бы не замутило), перекрестился и – как головой в омут.

В лачуге, использовавшейся для хранения дров, а ныне по случаю скорого окончания холодов почти опустевшей, собралось изрядное количество народу: следователь, агенты из сыскной, частный пристав, квартальный надзиратель, судебный врач, фотограф, городовые и еще дворник Климук, обнаруживший место чудовищного злодеяния – утром сунулся за дровишками, узрел, поорал сколько положено, да и побежал за полицией.

Горело два масляных фонаря, по низкому потолку колыхались неспешные тени. Было тихо, только в углу тонко всхлипывал и шмыгал носом молоденький городовой.

– Ну-с, а это у нас что? – с любопытством промурлыкал судебно-медицинский эксперт Егор Виллемович Захаров, поднимая с пола рукой в каучуковой перчатке нечто ноздреватое, иссиня-багровое. – Никак селезеночка. Вот и она, родимая. Отлично-с. В пакетик ее, в пакетик. Еще утроба, левая почка, и будет полный комплект, не считая всякой мелочи… Что это у вас, мсье Тюльпанов, под сапогом? Не брыжейка?

Анисий глянул вниз, в ужасе шарахнулся в сторону и чуть не споткнулся о распростертое тело девицы Андреичкиной, Степаниды Ивановны, 39 лет. Эти сведения, равно как и дефиниция ремесла покойной, были почерпнуты из желтого билета, аккуратно лежавшего на вспоротой груди. Более ничего аккуратного в посмертном обличье девицы Андреичкиной не наблюдалось.

Лицо у ней, надо полагать, и при жизни собой не видное, в смерти стало кошмарным: синюшное, в пятнах слипшейся пудры, глаза вылезли из орбит, рот застыл в беззвучном вопле. Ниже смотреть было еще страшней. Кто-то располосовал бедное тело гулящей вдоль и поперек, вынул из него всю начинку и разложил на земле причудливым узором. Правда, Егор Виллемович успел уже почти всю эту выставку собрать и по нумерованным пакетам разложить. Осталось только черное пятно привольно растекшейся крови, да мелкие лоскуты не то искромсанного, не то изорванного платья.

Леонтий Андреевич Ижицын, следователь по важнейшим делам при окружном прокуроре, присел на корточки подле врача, деловито спросил:

– Следы соития?

– Это я вам, голуба, после обрисую. Отчетец составлю, и все как есть отображу. Тут, сами видите, тьма египетская и стон кромешный.

Как всякий инородец, в совершенстве овладевший русским языком, Егор Виллемович любил вставлять в свою речь разные заковыристые обороты. Несмотря на вполне обычную фамилию, был эксперт британских кровей. В царствие покойного государя приехал докторов батюшка, тоже лекарь, в Россию, прижился, а трудную для русского уха фамилию Зэкарайэс приспособил к местным условиям – Егор Виллемович по дороге, как в пролетке ехали, сам рассказывал. По нему и видно, что не свой брат русак: долговязый, мосластый, волоса песочные, рот широкий, безгубый, подвижный, беспрестанно перегоняющий из угла в угол дрянную пеньковую трубку.

Эта книга входит в серию книг:

Нефритовые четки
Акунин Борис

Новая книга Бориса Акунина о приключениях Эраста Петровича в XIX веке.

Последний раз мы встречались с Эрастом Петровичем Фандориным, когда он применял свой дедуктивный метод в борьбе с японской преступностью. Об этом был роман «Алмазная колесница» и рассказ «Сигумо», который перекочевал в «Нефритовые чётки» из «Кладбищенских историй». Все остальные тексты здесь новые. Их география значительно расширилась: действие рассказов и повестей переносится из Москвы в Сибирь, из Англии в Америку. И даже...


Левиафан
Акунин Борис

«Левиафан» (герметичный детектив) – третья книга Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина».

15 марта 1878 года на рю де Гренель в Париже совершено страшное убийство. Убит лорд Литтлби и девять его слуг. Преступник не взял из дома ничего, кроме статуэтки бога Шивы и цветного платка. Расследование приводит комиссара полиции Гоша на роскошный корабль «Левиафан», плывущий в Калькутту. Убийца на корабле, но кто это? Среди подозреваемых, каждый из которых прячет свою тайну, английский ар...


Смерть Ахиллеса
Акунин Борис

Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом.


Благословение небес
Макнот Джудит

Точно сама судьба обрушилась на прекрасную аристократку Элизабет Кэмерон. Осмелившись, имея жениха, полюбить другого мужчину, она потеряла все: и возлюбленного, и уважение общества... Два года страданий, затем – недолгие месяцы счастливого замужества, а потом – снова предательство, одиночество и боль. Удастся ли Элизабет когда – нибудь вернуть любимого и заслужить БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕБЕС?...


Экспансия - I
Семенов Юлиан

Действие нового романа заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии РСФСР писателя Юлиана Семенова развертывается в конце 40-х годов, когда начал оформляться союз нацистских преступников СД и гестапо с ЦРУ. Автор рассказывает о пребывании главного героя книги Максима Максимовича Исаева (Штирлица) во франкистской Испании....


Статский советник
Акунин Борис

«Статский советник» (политический детектив) – седьмая книга Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина».

1891 год. Брожение в умах, революционные идеи популярны среди молодёжи, повсюду возникают революционные кружки. Но не для всех это только мода.

Группа, называющая себя «Б. Г.» работает точно и дерзко. Убит сибирский генерал-губернатор, убийца – человек, предъявивший документы Эраста Фандорина. Эраст Петрович принимает вызов, и берется за расследование. Кто стоит за буквами «Б. Г....


Внеклассное чтение. Том 2
Акунин Борис

Самый объёмный роман Б.Акунина! Пять Фандориных в одном романе!

Подобно тому, как всякая тайна может быть раскрыта и рассказана, криминальная загадка также нуждается в отгадывании и изощрённом ходе мыслей.

Действие нового романа развивается параллельно: в последний год царствования Екатерины Второй и в наши дни. Семилетний вундеркинд по имени Митридат волею случая становится свидетелем заговора против сластолюбивой императрицы. Спасая Екатерину от неминуемой смерти, мальчик ставит на карту соб...


Одна из самых любимых историй про Фандорина - мрачная, практически безысходная, тёмная и очень атмосферная. В Москве орудует Джек-Потрошитель - женщины гибнут одна за одной, и Фандорину на пару с его новым помощником Тюльпановым предстоит поймать кажущегося неуловимым убийцу.

Главной особенностью текста, выделяющей его из череды историй про Эраста Петровича является то, что наравне с описанием действий детектива и его напарника, в повествование вкраплены выдержки из дневника убийцы. Маньяк пишет необычно, дёргано, по-сумасшедшему: мы можем ознакомиться с его философией, познать то, как мыслит настолько далёкое от всего человеческого существо. Акунину, мастеру стилизации, снова удался ход с подобной полифонией стилей: пожалуй, рассуждения убийцы читаются ничуть не менее увлекательно, чем линия следователей. Следуя общей стилистической канве историй о Джеке, которую привнесла в мир Фандорина мировая культура, история, рассказанная в повести, жестока, беспощадна к главным героям. Опустившаяся на современную Фандорину Москву тьма столь же впечатляет, как и туманные подворотни Лондона. Несомненно, «Декоратор» займёт причитающееся ему место в зале славы историй про самого известного маньяка всех времён. Однако даже если оторваться от одиозной фигуры Джека, можно сделать вывод, что повесть хороша и без этой ссылки: сюжет не раз делает лихой поворот, некоторые события повергают в настоящий шок, а личность преступника мне было установить непросто - интрига закручена отлично.

Пожалуй, немного может разочаровать лишь разгадка: столь масштабная фигура маньяка в финале скукоживается до размеров обычного человека; прямо скажем, попахивающая теорией заговора версия о принце Альберте мне нравилась больше, да и теория женского персонажа выглядит более многообещающе - если мы говорим именно о Джеке (претензий к роману я здесь, естественно, не имею). Хотя, конечно, «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» - такая позиция тоже может вызвать интерес. Чёрный юмор.

Оценка: 9

Наверное, не зря «Декоратор» соседствует под одной обложкой с «Пиковым валетом». У Момуса и Потрошителя много общих черт. Оба любят и умеют перевоплощатся, оба в своем «деле» достигли поистине профессиональных высот, оба любят свою «работу» и испытывают страсть к доскональному выполнению своих планов. Но вот тут наступает черед сказать о различиях. Момус глубоко порочен на ментальном уровне: законченный эгоист и сластолюбец, самовлюбленный пройдоха, не считающийся с благополучием большинства. Декоратор на ментальном уровне прекрасен: человек с глубокими идеями и возвышенными идеалами, любящий человечество и стремящийся к гармонии. Только теперь смотрим на деяния их рук. От деятельности «порочного» Момуса в душе просыпается желание схватить его и выпороть. От деятельности «праведного» декоратора волосы встают дыбом на животе... Верна молитва Ходжи Насредина: «Избавь меня, аллах, от благодетелей, а от недоброжелателей я сам избавлюсь».

Талант Акунина - ненавязчиво бросать подозрение читателя то на одного, то на другого действующего персонажа. И при єтом дать такую развязку, что понимаешь: а ведь только так и могло было быть. Но повесть действительно страшная. Той безысходностью, от которой действительно бьет озноб: маньяки среди нас. И это может быть любой из твоих близких.

Оценка: 10

Борис Акунин

Декоратор

Один из самых драматических романов о Эрасте Фандорине. После яркогои весёлого «Пикового валета» автор погружает нас в мир садиста, маньяка и психопата-Потрошителя. Уже с первых строк читатель понимает- хэппи энда не будет, готический роман таких приёмов не использует.

Москву потрясает убийство гулящей девки Андреичкиной, чудовищное и циничное-блудницу не просто убили, а выпотрошили полностью, создав рядом с телом кошмарный натюрморт из внутренностей и маньяк оставил на жертве визитную карточку-кровавый поцелуй. Чиновник особых поручений, недавно побывавший в Англии и знакомый с тамошней криминальной обстановкой, приходит к выводу: душегуб из Уайтчепела Джек-Потрошитель не исчез, а перебрался в Россию и продолжает свои кошмарные деяния. В ходе расследования и предпринятых действий по поимке преступника Фандорин теряет коллег, друзей, любовь и поддаётся отчаянию.

Тяжёлая книга, нечего сказать. Конечно сюжет притянут за уши, видно очень хотелось Акунину вплести всемирно известного убийцу в Россию XIX века, но сделано это ненатурально и неестественно. Зачем нам такие лавры? В этом плане конечно в сюжете провисание. Самый драматический момент в повести

Спойлер (раскрытие сюжета)

Убийство семьи Тюльпановых-Анисия и Сонечки и няньки Пелагеи.

Когда привыкаешь к персонажу, переживаешь за него, его потеря-как обухом по голове. Жаль Анисия,жаль, а больше всего сочувствуешь Фандорина-ведь Анисий стал для него больше, чем секретарь и помощник, был верным и преданным другом, к которому Э.Петрович относился если не по-отечески, то выступал в роли старшего брата.

Личная жизнь Фандорина обрисована скупо, то даже по этим штрихам можно было понять, что к Ангелине Крашенинииковой колежский советник испытывает искренние и глубокие чувства, неоднократно предлагал узаконить их отношения, но не сложилось, не смогла Гела смириться с тем, что её любимый мужчина совершил самосуд над преступником, хотя прекрасно осознавала-другого решения быть не могло и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

ушла в монастырь.

За несколько дней устоявшийся и гармоничный мир Фандорина рухнул, вернулся к исходной точке, когда семь лет назад, в 1882 году из Японии в Москву вернулся Эраст с верным Масой. Только на этот раз горечь утраты сильнее...

Линия Декораторат не произвела никакого впечатления, Акунин не смог придумать ничего оригинального и обошёлся литературными штампами о маньяках - самолюбование, нарцисизм, художественность внутреннего мира и прочие маньячные тараканы.

Кстатит позже я был несказанно рад,когда Анисий и Гела вновь появились на страницах «Фандориады»-(«Скарпея Баскаковых», за год до событий «Декоратора»).

Оценка: 8

Итак... Акунин решил поиграть на контрастах разных образов. Момус был авантюристом, но, в целом, забавным парнем, не душегубцем окаянным. Талант, актёрское мастерство, блестящий ум...

У нашего «декоратора», он же Джек Потрошитель (не совсем понял, зачем, ну ладно) параметры ТТХ те же самые. Но совсем другое применение. Лёгкие игры в стиле Хулио Хуренито сменились совершенно жуткой тягой к убийству и уродованию, уничтожению плоти. Взгляд декоратора сбит и смазан, он видит в окружающем только уродство, которое стремится, в своём искажённом воображении, исправить и вылечить - привести к совершенству. Врождённое психологическое уродство, тяга к извращению и жестокая каторга сделали своё дело, превратив тайного безумца в опасного и умного линчевателя.

Вот такой вот противник достался на этот раз Эрасту Фандорину и его новоявленному ушастому Уотсону... Должен сказать, что детектив на этот раз вышел весьма неплохой, бойкий и слегка даже запутанный, ибо убийцу разгадать не так просто. Я тоже повёлся, кстати, на ложный след, да и кто бы не повёлся? Ошибки стоили многим людям жизни, однако стоили того. Мир очищен... От чего? От идеалиста, который во имя идеи истреблял других? Да хоть бы так, нам такие благодетели сомнительного качества ни к чему.

Весьма прилично.

Оценка: 8

Знакомтсво с творчеством Акунина начал именно с этой книги. Посоветовал мой друг, который знает что я обожаю триллеры и детективы. С тех пора эта книга стала моей любимой у Акунина, и одним из любимейших триллеров в принципе.

Очень мощно воссоздана мрачная и ужасная атмосфера. В некоторых местах роман действительно пугает. Кто маньяк, догадаться очень сложно. Да и сама идея касательно Джека-Потрошителя и мотивации его убийств очень оригинальна и необычна. Огромное спасибо Акунину за этот роман. Перечитывал и буду перечитывать.

Побольше бы писал Акунин таких триллеров... хотя его книги и классическим детективом не назовешь.

Оценка: 10

Один из наиболее «цепляющих» романов Акунина. Наверное, не столько из-за ужасных убийств и натуралистических описаний жертв, но оттого, что в число жертв попадают уже знакомые и симпатичные читателю персонажи. Автор умело манипулирует читателем, заставляя его вести своё «следствие» в направлении то одного, то другого подозреваемого. Мне, например, удалось угадать убийцу лишь в последней четверти истории, да и то с изрядными сомнениями.

Логика преступника - из серии всяких «парфюмеров» (таково и название). Извращенность понятий и эмоций, - да, безумие, безусловно, но служит ли оно оправданием убийце? С некоторым облегчением читаешь про последний выстрел, хотя и нарушает это привычную уже «правильность» действий Фандорина...

Оценка: 9

Тема с маньяком-потрошителем, конечно, избитая, но не смотря на это повесть получилась очень неплохой. Хотя бы потому, что Фандорин с его напарником Тюльпановым распутали дело, которое в самом начале казалось абсолютно безысходным, кроме того расследование велось практически без каких-либо улик:shuffle:.

В романе даже на некоторое время главным героем становиться Тюльпанов, который очень похож на Фандорина, своей манерой расследования:beer:, очень колоритный персонаж получился у Акунина:super:.

Единственное, что мне не понравилось в повести, так это концовка. На мой взгляд автор уж очень хотел сделать преступником,по принципу «на кого меньше всего думают» и от этого, на мой взгляд повесть несколько пострадала.

А в общем очень даже не плохо, только Тюльпанова жаль:weep:

Оценка: 9

Жуткий роман

Прежде всего роман должен понравится читателям, которые любят связь художественной повести с другими повестями, легендами и историческими событиями. Наверняка, это чувство, похожее, на то, когда встречаешь старых добрых занакомых, когда в произведении переплетаются судьбы, встречаются и живут рядом уже знакомые и новые персонажи... Итак, как же Фандорин мог не встретиться с такой печально известной исторической личностью девятнадцатого века, как Джек-потрошитель...

Самый страшный для меня роман о Фандорине. Страшный не только картинами остающимися после смерти (что не каждому читателю может и понравится), но и тем, насколько тёмной может быть человеческая душа, сколько в себе можит таить. Всё это в фигуре главного злодея, обладающего больным разумом, коварством и расчётливостю и почти мистической неуловимостью. Без сомнения это один из самых удачных и страшных персонажей у Акунина и в литературе вообще. Под конец повести стало действительно страшно, страшно за самого Фандорина, за Масу, а самое главное, за беззащитную девушку.

В произведении применён интересный приём: повествование ведётся от третьего лица, описывается Фандорин, его окружение и расследование, и повествование от первого лица, когда с читателем говорит сам убийца. Читателю как бы открывается его тёмный разум, и даже чувствуется дыхание негодяя... Отличный приём, позволяющий как нельзя лучше раскрыть сюжет. Что и говорить - мастер пера Чхартышвили:appl: В остальном всё хорошо: динамичный сюжет, живые персонажи.

Очень неплохо

Оценка: 9

Читала эту повесть давно, но впечатления до сих пор сильные. Ибо в историческом антураже про маньяков - это довольно оригинально. И сюжет держит в напряжении, и за героев переживаешь. Развязка небанальная, что тоже в плюс произведению. Из всей серии про Фандорина это самое симпатичное. Но, оговорюсь сразу, для меня. Не все любят детективы про маньяков, а с описаниями и подробностями тут все в порядке, так что слабонервным и просто не любящим «про кровищу и расчлененку» стоит сначала подумать, насколько они уверены, что хотят такое читать.

Оценка: 9

Одна из самых любимых историй про Фандорина - мрачная, практически безысходная, тёмная и очень атмосферная. Талант Акунина - ненавязчиво бросать подозрение читателя то на одного, то на другого действующего персонажа. И при этом дать такую развязку, что понимаешь: а ведь только так и могло было быть. Повесть действительно страшная - той безысходностью, от которой действительно бьет озноб: маньяки среди нас, и это может быть любой из твоих близких…

Неспроста эти две повести объединены в один сборник «Особые поручения»-насколько они похожи, настолько тон каждого произведения различен по цветовой гамме.

«Пиковый валет»-белая история, незамысловатая, простая, светлая. Тут одинаково симпатизируешь как преступнику, так и его противникам.

«Декоратор»-чёрная история, мрачная,тягучая, готическая. Преступник сеет страх и сомнение в сердцах персонажей, даже у Фандорина в какой-то момент закрадывается подозрение, что преступник-это близкий ему человек.

Схожесть повестей в том, что по закону наказать преступников Момуса и Декоратора практически невозможно, а наказывая по уму, необходимо поступиться своими принципами и совестью и заплатить за это огромную цену.

Оценка: 9

Очень неплохой детективный сборник. Сюжет двух повестей, включенных в сборник, отличаются друг от друга, как небо и земля. Первая про авантюристов, а вторая про Джека Потрошителя.

Вторая повесть действительно не для слабонервных, но повесть о маньяке и не может быть не кровожадной.

Оценка: 9

Отличный детективный сборник. «Декоратор» мне понравился меньше - уж очень мрачная атмосфера и слишком много расчлененки. Но сюжет увлекательный, до конца повести непонятно, кто убийца.

А «Пиковый валет» легкое и приятное чтение. Противостояние Фандорина и Момуса. Но не кровавое и насыщенное ненавистью - нет. Герои словно играют друг с другом, пытаясь оставить противника в дураках. А Момус чем-то напоминает Остапа Бендера - «благородного жулика», грабящего богатых, ему сопереживаешь, когда он попадает в беду. Качественные, хорошие детективы.

Оценка: 6

Очень занимательные повести, которые очень взаимосвязаны.Конечно с первого взгляда может показаться, какая тут связь между чудовищным маньяком и изощрённым мошенником? Но связь проявляется во многом, каждый из преступников думает что он оказывает неоценимую помощь обществу, каждый думает, что он неуловим, каждый хочет славы, каждый хочет совершать свои преступления красиво и др.

Прекрасные повести, наполненные динамичностью событий, что характерно для многих произведений Акунина.Если в первой повести, все события происходят легко и непринуждённо, то во второй Фандорин сталкивается с огромными проблемами.

В отдельных оценках я поставил обоим произведениям по девятке и соответственно 9.

Оценка: 9

«Особые поручения» я читал еще в 2001 году, но в отличие от остальных изданных на тот момент акунинских книг в памяти из этого сборника осталось совсем мало - приём на Воробьёвых горах, княжна Софико Чхартишвили, да московский маньяк, оказавшийся вдруг Джеком Потрошителем. Похожая история у меня во всей Фандориане только с книгой «Весь мир театр», из неё я тоже практически ничего не помню. Даже из в целом неудачной «Планеты Воды» осталось чёткое понимание сюжета. И вот сейчас, перечитывая «Особые поручения», могу сказать в чём проблема. Уж больно они похожи на что-то ранее где-то читанное, вот только с Фандориным. Причём Фандорин тут показан глазами Тюльпанова, а за этим фильтром обожания и благодарности никак нельзя прочувствовать живого человека.

Я, конечно, понимаю, что под «особыми поручениями» можно понимать что угодно, но уж больно фантастичной кажется ситуация, когда один Фандорин с малой помощью Анисия решает все московские проблемы от поимки маньяка до обведения вокруг пальца афериста.

Оценка: 8

Книга разделена на 2 повести «Пиковый валет» и «Декоратор». Несмотря на безумную любовь к Эрасту Петровичу и его приключениям, эта книга оказалась весьма посредственной. Такое ощущение, что эти повести собраны из обрывков старых романов - тут и упоминаемые ранее злодеи, и уже набившие оскомину трюки самого Фандорина. Из исторического детектива, книга превращается в фантастический, когда на сцену вдруг выходит... Джек-Потрошитель из Лондона, а там и до Шерлока Холмса рукой подать. Амбиции Бориса Акунина стать Конан-Дойлем были очерчены с самой первой книги, но теперь просто бьют в глаза неприкрытым подражанием (у Фандорина появляется свой «Ватсон»).

И если первая повесть «Валет» ещё куда ни шло, то «Декоратор» абсолютный провал. В первой Валет это попытка собрать Остапа Бендера и поработать в плутовском жанре, то вторая с «потрошителем» - это явный перебор