ИНТЕРВЬЮ С БЕРТРАНОМ ТАВЕРНЬЕ

Нам выпала возможность рассказать историю любви, которая была бы и лиричной и откровенной. Когда мы начинали работать над экранизацией, нас больше всего беспокоило то, как показать в контексте того временного периода глубину чувств и страстей, присутствующую в книге, во всей ее неприкрашенной жестокости. После таких фильмов Жана как «Жизнь и больше ничего», «Капитан Конан» и «Пропуск», ему снова удалось поразить меня изобретательностью, юмором и красотой своего языка. Диалоги, написанные им, пробуждают эту эпоху к жизни и запускают воображение мое и актеров, которым удалось проникнуться духом того времени и приблизить его к современности.

На этом фильме вы работали преимущественно с молодыми актерами…

Это еще одна причина, прочему я хотел снять этот фильм – мне довелось впервые поработать со многими актерами. В течение восьми съемочных недель я каждый день думал о том, как прав был Майкл Пауэлл, когда говорил, что благодаря хорошим актерам слова перестают быть ширмой, за которой прячется сценарист. Они становятся музыкальными инструментами, на которых актеры исполняют чарующие мелодии.

Перед нашим взором предстают такие человеческие радости и невзгоды, о которых мы и понятия не имели. Режиссер перестает беспокоиться о костюмах и о расписании съемок. Он спускает свое воображение с тормозов и на какое-то мгновение становится по-настоящему счастлив. Я по-настоящему был счастлив. У меня не было ощущения, что я управляю актерами, я наблюдал за ними. Они вдохновляли меня, увлекали и волновали. Это было поразительно.

Ваша принцесса бунтует против мира, в котором живет…

Мари де Монпансье молодая женщина, которой предстоит познать жизнь путем собственных ошибок, научиться сдерживать и направлять в нужное русло свои чувства и принимать сложные и болезненные решения, а ведь она все еще фактически маленькая девочка. Во время съемок Мелани Тьерри восхищала и поражала меня своей игрой и, конечно же, красотой, но самое главное – теми эмоциями, которые она привнесла в своего персонажа. После участия в постановке «Куколки» с Мелани, Моник Шометт сказала мне про нее, что она как Страдивариус, готова пойти гораздо дальше, чем от нее требуется и это истинная правда.

Как и принцесса, Шабанн отказывается плясать под чужую дудку…

Шабанн является стержнем этого фильма. Он способен пробуждать чувства, и благодаря ему мы можем увидеть Мари с другой стороны. Он напоминает мне великих героев литературных произведений тех лет, учителя и воина, математика и философа, борющегося с нетерпимостью во всех ее формах. Чтобы понять всю силу его гуманизма и приверженности идеалам миролюбия, надо видеть, как он будет себя вести в условиях ужасов войны. Ламбер Вильсон обладает всеми качествами этого персонажа, через чьи глаза мы видим с каким тяжелым выбором предстоит столкнуться Мари.

Вы предлагаете совершенно новую интерпретацию образа герцога Анжуйского, будущего короля Генриха III…

Я хотел покончить с тем карикатурным образом, который сформировался в ходе истории. Герцог Анжуйский был великолепным генералом с очень пытливым умом. Говорят, он мог бы стать отличным королем, если б ему довелось жить в более благоприятный временной период. Рафаэль Персоназ сыграл его со свойственной ему непосредственностью, элегантностью и шармом, превосходно отобразив острый ум и неоднозначность персонажа.

Герцог де Гиз и принц де Монпансье, наоборот, воители…

Гиз до мозга костей воин. Охотник. Он олицетворяет собой грубую силу, храбрость и религиозную бескомпромиссность с трогательной примесью искренности и сомнительности. Гаспар Улиель проявляет в этой роли всю свою силу, жестокость, чувственность и, временами, искреннюю любовь. В сравнении с Гизом, Филипп де Монпансье является человеком глубоко искренним и менее жаждущим власти. Он влюбляется в свою жену уже после замужества и следует течению этой страсти, тогда как Гиз находится под разрушающим влиянием своего честолюбия. Грегуар Лепранс-Ринге придает много внутренней силы Монпансье, перемежающейся с неожиданными и эффектными вспышками жестокости. В первый же день я увидел, что ему удалось вырваться из всех условностей, связанных с его персонажем.

В общем и целом вы придерживаетесь довольно таки феминистической позиции.

Я совершенно четко на стороне Мари. Она разрывается между своим воспитанием и тем, что от нее ожидают другие с одной стороны и между своими страстями и желаниями с другой. Она не желает быть покорной женой. Она хочет получить образование и объять весь мир. Ее страсть к учебе придает ей сил и позволяет сопротивляться.

Этот фильм словно и не исторический вовсе.

Я хотел, чтобы этот фильм получился настолько же современным и естественным в плане повествования, как и «Пропуск» или «В электрическом тумане». Я не планировал воссоздавать эпоху, я всего лишь хотел передать ее суть. Например, я не хотел использовать музыку, стилизованную под шестнадцатый век.

Несмотря на то, что Филипп Сард черпал свое вдохновение из композиторов того времени, таких как Ролан де Лассю, мы сделали так, чтобы аранжировки и мотивы звучали очень современно благодаря широкому использованию ударных. На самом деле, мы создали довольно оригинальную музыкальную конструкцию, состоящую из трех исполнителей музыки эпохи барокко, четырех тромбонистов, семерых контрабасистов и виолончелистов, а также пятерых перкуссионистов. И при этом ни одной скрипки!

ПРИНЦЕССА ДЕ МОНПАНСЬЕ. СТАТЬЯ ДИДЬЕ ЛЕ ФЮРА

« » была впервые опубликована анонимно в 1662 году, возможно, потому что, в ней прослеживалась параллель со связью Генриетты Английской, жены брата короля Людовика XIV и графа де Гиша. В любом случае, Мадам де Лафайетт в своем первом романе сделала все, чтобы замести следы. Она перенесла действие своего романа со двора «Короля-Солнца» на столетие ранее, во времена царствования короля Карла IX и религиозный войн. Все действующие лица в действительности существовали, даже не смотря на то, что автор изменила имена некоторых из них. Она выдумала лишь любовную линию: молодую девушку Мари де Мезьер, принадлежащую ее мужу Филиппу де Монпансье и любящую в тайне другого мужчину, Генриха, герцога де Гиза. Какое-то время она верит в то, что расстояние между ними и общество графа де Шабанна сведут страсть на нет. Но судьба снова сводит их вместе, и Мари уже не в силах устоять.

Предательство любимого и неприязнь, которую она испытывает к мужу, становятся для нее наказанием. Что касается де Шабанна, верного и надежного друга, то он жертвует собой ради женщины, в которую его так же угораздило влюбиться.

Не смотря на то, что другой роман Мадам де Лафайетт «Принцесса Клевская» уже неоднократно удостаивалась экранизации, с «Принцессой Монпансье» все сложилось несколько по-другому. Она осталась позади «Принцессы Клевской» по продажам книг и по влиянию, оказанному на массы. Когда читатели 19 века вновь открыли для себя этот исторический период, считавшийся во времена правления Бурбонов чересчур морально развращенным, двор короля Генриха II, где происходит центральное действие романа «Принцесса Клевская» представлялся более благородным и соответствующим впечатлению людей о 16 веке, чем правление его второго сына Карла IX, навевавшее воспоминания о еще не затянувшихся ранах. «Принцесса Клевская» запечатлела величие и процветание страны, находившейся на пике своей славы, многое для которой сделали величайшие умы эпохи Ренессанса, и люди 19 века предпочитали равняться именно на этот достойный образ. Действие в «Принцессе де Монпансье», наоборот, происходило во времена разрозненности, нетерпимости и кровавых бойней, и это было прошлое, которое лучше было бы забыть и будущее, которого следовало бы избежать. В 19 веке «Принцесса Клевская» переиздавалась 28 раз, тогда как «Принцесса де Монпансье» ни единого раза.

Несмотря на то, что в XX веке данное несправедливое положение вещей изменилось, произошло это слишком поздно. Решение Бертрана Тавернье и Жана Космоса экранизовать этот роман основывается не столько на том, чтобы вернуть забытое литературное произведение на полагающееся ему место и даже не на том, чтобы воссоздать историческую действительность, чтобы с ее помощью рассказать о современных проблемах, так же как пришлось поступить в свое время Мадам де Лафайетт, чтобы избежать цензуры. Выбрав этот роман, они прежде всего хотели рассказать историю страсти и любви во всех их видах.

Чтобы облегчить себе задачу, они могли бы перенести действие в современность. Создатели фильма решили ничего не переиначивать, но это решение требовало от них так изобразить довольно малоизвестный исторический период, чтобы фильм не превратился в занудный урок истории. В результате, про «Принцессу де Монпаньсе» так уж точно сказать нельзя. Бертран Тавернье и Жан Космос намеренно отошли от тех дат и политических событий, которые оказывали мало влияния на сюжет. Карл IX в фильме не появляется ни разу, а у его матери, Катерины Медичи есть всего одна сцена.

Перед этим фильмом не стоит цели пересказать всю историю религиозных войн. И хотя в нем имеют место схватки и битвы, целью их служит раскрытие образов и характеров персонажей. «Принцесса де Монпансье» так же не является костюмированной драмой, со всеми отрицательными чертами этого жанра – чрезмерным декором и богато украшенными костюмами, призванными отвлекать от слабых мест в сценарии. Сила сюжета «Принцессы де Монпансье», которому Бертран Тавернье и Жан Космос практически неукоснительно следуют, говорит сама за себя. Тем не менее, этот период времени должен был быть воссоздан и должен был обрести лицо. Создатели фильма смогли этого добиться путем добавления в сценарий ряда сцен, которые ненавязчиво создают впечатление прикосновения к повседневной жизни того времени, не отвлекая внимания от сюжета. Банкет по случаю свадьбы Мари де Мезьер и вечер того же дня, смерть дикого кабана, церемония приготовления ко сну герцога Анжуйского в Шампиньи, заезжий гонец, то как Мари учится читать, все эти эпизоды красноречиво показывают быт и нравы того времени. Нагромождение декораций никогда не встает на пути зрителей, а персонажи не ломаются под грузом пышных юбок и корсетов, но они дают нам окунуться в мир, который часто ускользает от взора на страницах исторических книг, да и который сама Мадам де Лафайетт не слишком подробно описала. Вкрапление цвета здесь, намек на аромат тут, звук вдалеке, жесты, позы в других местах, все это несет с собой какое-то послание, а в добавлении к хорошо прописанным персонажам, сюжету и качественным съемкам странным образом заставляет нас поверить в то, что сущность эпохи, отделенной от нас четырьмя столетиями возможно запечатлеть на пленке.

Герцогиня де Монпансье: яблочко от яблони

Анна-Мария-Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье, была старшей и единственной дочерью Гастона от его первой супруги Марии де Бурбон, герцогини де Монпансье, умершей в родах и оставившей в наследство своей малютке огромнейшее состояние. Так что, помимо высокого титула «первой принцессы крови», Анна была еще и феноменально богата. Она была богаче королей величайших мировых держав.

И это было ужасно.

Потому что найти при таких условиях достойного супруга оказалось очень нелегко. Анна выбирала придирчиво. Она была еще совсем юна, когда к ней сватался принц Уэльский. Но положение будущего Карла II было в ту пору крайне незавидным, - его отец воевал с парламентом, а сам Карл вместе с матерью вынужден был прозябать во Франции на правах бедного родственника. Кому нужен такой жених? Чуть позже Анна узнала, что скончалась супруга Фердинанда III, императора Священной Римской империи, и пожелала выйти за него замуж. Однако с этим ничего не вышло. Император предпочел ей другую. Расстроенная произошедшим, Анна сосредоточила все свои помыслы на другом кандидате, и это был ее кузен Людовик XIV.

Великая Мадемуазель родилась в 1627 году и была старше Людовика на одиннадцать лет, тем не менее она пламенно желала, чтобы он стал ее мужем, и питала на это большие надежды, терпеливо дожидаясь, пока суженый подрастет.

«Королева родила сына, и это рождение стало для меня новой радостью; я навещала ребенка каждый день и называла его «мой маленький муж». Королю доставляло удовольствие все, что я делала», - так пишет она в «Мемуарах».

Так же как и ее отец, Анна не отличалась большим умом, и в душе ее пылала жажда подвигов и приключений. Правда, в отличие от Гастона, она была, в сущности, невинным и романтичным созданием и никогда не умышляла подлостей. Все глупости, что она совершила, были сделаны честно, открыто и импульсивно.

Вслед за своим отцом мадемуазель де Монпансье вступила в ряды фрондеров, но она не плетет интриги и не вдохновляет на подвиги мужчин, как это делают другие дамы-бунтовщицы. Одетая в шлем и доспехи, Анна командует легкой кавалерией, и ей даже удастся захватить Орлеан.

Как участие в мятеже против короля сочеталось в ней с желанием выйти за него замуж, объяснить сложно. То ли Анна считала, что одно с другим никак не связано, - в конце концов, в событиях Фронды в разное время поучаствовали все члены королевской семьи, все близкие родственники Людовика, почему она должна оставаться в стороне? А может быть, она думала, что действительно совершает благое деяние, вставая на сторону ненавистников Мазарини, ибо от этого злодея, который, как упоминалось выше, «чарами и колдовством пагубно влиял на разум королевы», следовало как можно скорее избавиться.

Летом 1652 года, отправляясь воевать, Гастон, бывший в то время градоначальником Парижа, оставил вместо себя дочь, наделив ее всеми возможными полномочиями. Поэтому, когда 2 июля у стен столицы погибали остатки армии Конде, именно ей предстояло решить, что следует делать. И Анна приказала открыть Сент-Антуанские ворота и впустить принца и его людей в город. А так же дала команду артиллеристам Бастилии стрелять по армии Тюренна, прикрывая отступление.

Наблюдавший за ходом битвы с холмов Шаронн кардинал Мазарини иронично проговорил в тот момент:

Этот пушечный залп убил ее мужа.

И в самом деле, своим опрометчивым поступком Великая Мадемуазель разом перечеркнула все свои матримониальные планы. Людовик, конечно же, ее никогда не простит. Впрочем, - в любом случае, вряд ли бы он на ней женился…

Парижане горько пожалели, что впустили принца Конде. Он вел себя в городе будто завоеватель. Он напал на собравшийся в ратуше городской совет, заподозрив его в «мазаринистских настроениях». Сотни человек погибли в тот день. Его солдаты занимались грабежами, насиловали женщин и постепенно дезертировали. Парижане все больше ненавидели его, наконец окончательно понимая, что принцы ничуть не лучше Мазарини, а может быть, даже еще хуже. В конце концов Конде вынужден был бежать.

Можно сказать, что в этот день и закончилась Фронда.

Принц Конде бежал в Испанию. Герцог Орлеанский подписал документ о повиновении королю и о признании своей вины. Ему было не впервой раскаиваться и просить прощения. Поучаствовав во всех заговорах во времена правления Людовика XIII, он привык, что как бы сурово ни наказывали других заговорщиков, он всегда выйдет сухим из воды, его всегда простят, потому что он - брат короля, особа неприкосновенная. Так было и теперь. Гастону было предписано отправляться в ссылку, в свой замок в Блуа, что он и сделал.

Великая Мадемуазель тоже отправилась в ссылку, в свое поместье, где и начала писать знаменитые «Мемуары». Король позволил ей вернуться ко двору только через пять лет. Анне было уже за тридцать, молодость уходила, а с замужеством по-прежнему не складывалось. Свободных монархов, желавших связать свою жизнь с не очень юной и не особенно красивой принцессой не находилось, во Франции мадемуазель де Монпансье считалась бунтаркой, и ее сторонились.

Анне было уже под сорок, когда она вдруг страстно влюбилась в человека, совершенно ее недостойного: бедного, недостаточно знатного, да и характер имеющего совершенно отвратительный. Его звали Антуан Номпар де Комон, граф де Лозен.

Принцесса влюбилась так сильно, что захотела выйти замуж несмотря ни на что.

«Мадам де Севинье в одном из своих знаменитых писем рассказывает о сильнейшем шоке, потрясшем двор, когда выяснилось, что наглец Лозен вознамерился жениться на Великой Мадемуазель, - пишет Жорж Ленотр в книге «Повседневная жизнь Версаля при королях». - Боже, какой срам: принцесса королевской крови, внучка Генриха IV, двоюродная сестра Людовика XIV! Это случилось в 1670 году. Ее Высочество была пятью годами старше этого проходимца, в которого влюбилась пылко, безумно, будто опоенная каким-то зельем. Это была внезапно вспыхнувшая, воистину роковая страсть.

Невероятная богачка, она принялась осыпать своего любимца подарками; привычный к милостям судьбы, тот позволял их делать. И это были вовсе не пряжки для башмаков или булавки для жабо, но сначала графство д’Ю, первое пэрство Франции, потом герцогство Монпансье, затем Сен-Фаржо, за ним герцогство Шательро; в целом - 22 миллиона сеньориального дохода, то есть 50 миллионов по нынешним деньгам. «Вот это и есть любовь?» - как сказал бы Фигаро.

Свадьба принцессы с этим донжуаном была делом решенным. Сам король дал согласие: скорее всего, движимый застарелой обидой, засевшей в нем еще со времен Фронды, он был не прочь позволить кузине совершить глупость, в которой она не замедлит раскаяться. Но всемогущая в те поры фаворитка мадам де Монтеспан в интересах семейной чести наложила на брак свое вето.

Влюбленную Мадемуазель трясло от негодования, в отчаянии она каталась по полу и испускала душераздирающие вопли. Куда более хладнокровный Лозен был, тем не менее, тоже задет. В один прекрасный день он проник к своей обидчице и нанес ей дикое оскорбление. Никогда в старых стенах Сен-Жерменского замка, где произошла эта сцена, не раздавались подобные обвинения: мадам де Монтеспан пришлось услыхать, как ее называют «потаскухой», «падалью», «дрянью». И это еще наиболее приличные эпитеты. Выпустив таким способом свой гнев, Лозен оставил фаворитку в слезах, почти без чувств. В этом состоянии ее застал король и выяснил причину волнения. В тот же вечер Лозен был арестован и отправлен в далекую крепость Пиньероль».

В заключении Лозен томился десять лет, пока наконец мадемуазель де Монпансье не удалось выкупить его у короля. Выкуп был солидный, - Анна отдала часть своих владений сыну Людовика и мадам де Монтеспан, герцогу дю Мэн.

Лозену было пятьдесят, а Анне пятьдесят четыре года, когда они тайно обвенчались. Но брак не продлился долго. Супруг вел себя по отношению к ней так отвратительно, что принцесса вскоре порвала с ним и, когда он скончался, даже отказалась присутствовать на его похоронах.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.3 автора Акунин Борис

Яблоко от яблони 14 октября, 2011Всем более или менее ясно, что гениальность по наследству не передается, законы генетики тут не действуют, на детях талант отдыхает, эт цетера. И всё же потомки великих людей вызывают у нас повышенный интерес: мы смотрим на них и ждем

Из книги Царица Прасковья автора Семевский Михаил Иванович

III. Царевна и герцогиня Анна Ивановна …Государыня моя тетушка… содержи в своей неотменай милости: ей, ей, у меня краме тебя, свет мой, нет никакой надежды!., (матушка моя, царица Прасковья) гневна на меня; и мне, свет мой, печална, што нас мутят… и ни чем не могу радоваца; толка

Из книги От Анны де Боже до Мари Туше автора Бретон Ги

Из книги Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов автора Баландин Рудольф Константинович

«Герцогиня из Гонконга» Так назывался фильм великого Чарли Чаплина по мотивам судьбы мадам Шан Вонг, в роли которой выступила Софи Лорен. В СССР был снят фильм, где ту же героиню сыграла Ирина Мирошниченко. С таким же успехом можно было использовать любую актрису:

Из книги Ружья, микробы и сталь [Судьбы человеческих обществ] автора Даймонд Джаред

Глава 8. Яблони или индейцы Только что мы узнали, с чего начиналось окультуривание диких видов растений в нескольких регионах - шаг, имевший огромные и непредсказуемые последствия для образа жизни обитателей этих регионов, а также для того, какое место в истории займут их

Из книги Чехия и чехи [О чем молчат путеводители] автора Перепелица Вячеслав

Из книги Лукреция Борджиа. Эпоха и жизнь блестящей обольстительницы автора Беллончи Мария

Из книги Диана де Пуатье автора Эрланже Филипп

Из книги Повседневная жизнь итальянской мафии автора Кальви Фабрицио

Яблоко от яблони… В молодости отец Сальваторе Конторно был членом мафии. До 1950 года Антонио Конторно входил в распущенную сегодня «семью» мафиози, которая контролировала часть территории Бранкаччо. После роспуска «семьи» по неустановленным причинам человек этот был

Из книги Пропавшая история автора Подъяпольский Алексей Григорьевич

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ Его дед получил при рождении имя Темучин. Вихрем пронеслись по миру воины Чингисхана: китайцы, корейцы, индийцы, персы, таджики, русские, поляки, венгры, хорваты - миллионы людей полегли под ударами кривых сабель. Поля, усеянные человеческими костями,

Из книги Солдаты неба автора Ворожейкин Арсений Васильевич

«Расцветали яблони и груши…» Два месяца учебы позади. Молодые летчики введены в строй. Полк снова начал боевую работу.Шло успешное освобождение Правобережной Украины. С особым упорством враг цеплялся за берег Днепра южнее Киева, в районе Корсунь-Шевченковского. Здесь

Из книги Штурмовики идут на цель автора Гареев Муса Гайсинович

Глава пятая Три яблони у отчего дома Гости из Энгельса находились у нас недолго. Вместе со мной в школу военных летчиков прибыло еще несколько парней. Был среди них и мой приятель по палатке. Петров, наконец, сжалился над ним и разрешил ему летать. На отборочных полетах он

Из книги Алиенора Аквитанская. Непокорная королева автора Флори Жан

3 Герцогиня Аквитании и Нормандии Впервые Алиенора оказалась свободной женщиной. Однако в середине XII в. женщина практически не имела возможности сохранить свою свободу, особенно если речь шла о наследнице фьефа или домена, нуждающегося в управлении или еще больше

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

X. Анна Петровна, герцогиня Голштинская В то время, когда культурные начала общественной жизни западной Европы, с наступлением XVIII столетия, как бы силой ворвавшись в неподвижный дотоле строй русской жизни, выводили русскую женщину из терема, моленной и кладовой, вырывали

автора

Глава II Любимая дочь русского царя - герцогиня Голштинская Когда в ночь на 28 января 1725 года Петр I лежал в предсмертной агонии, сенаторы и другие высшие сановники государства собрались во дворце для решения вопроса о преемнике престола. Спорили долго.Этот вопрос

Из книги Брачные союзы Дома Романовых автора Манько Александр Васильевич

Герцогиня Курляндская В исторической летописи России период царствования императрицы Анны Иоанновны (1730–1740) является одним из самых печальных. С восшествием на престол этого последнего отпрыска бояр Романовых по прямой линии, которое сопровождалось многими весьма

Фильм снят по одноимённой новелле знаменитой мадам де Ла Файетт.

Всем актёрам, кроме Вильсона и Персонна, специально для фильма пришлось учиться езде верхом.

Неплохое историческое кино, с прекрасными костюмами и красивыми актёрами.

Сразу хочу отметить, что к моменту просмотра фильма, с романом госпожи Мари Мадлен де Лафайет я была не знакома, так что никаких сравнений этой картины с одноимённой книгой.

Что ж, пожалуй, следует начать с общего фона данной экранизации. Атмосфера ХVI столетия, по моему мнению, передана хорошо: костюмы чудесны (многие считают их единственным положительным моментом в фильме); постоянные, не угасающие страсти, бурлящие при дворе; непрекращающиеся религиозные воины и т. д. Всё это способствует разгулу фантазии на почве любовных похождений главных и не очень героев. На передний план выдвинут, эдакий «любовный пятиугольник», состоящий из, собственно, принцессы и четырёх её ухажёров. Думаю, сюжет и главную интригу пересказывать не стоит, т. к. каждый всё уже прочитал чуть выше, так что перейдем к актёрам и их героям.

Принцесса де Монпансье (Мелани Тьерри) - В начале фильма можно подумать, что эта девушка робка и послушна. Выйдя замуж за принца, она тут же забывает своего прежнего любовника, которого так страстно любила и предается постоянному томительному ожиданию своего мужа с то утихающих, то вновь разгорающихся войн. Тем временем её единственным утешением становится друг принца граф де Шабанн. В общем, принцессе ещё предстоит наделать немало шуму при дворе. Что касается самой актрисы, то роль выдалась удачно, даже если, при её игре не начинаешь изо всех сил сопереживать героине, то хотя бы можно посмотреть на хорошенькое личико Мелани.

Графа де Шабанн (Ламбер Вильсон) - Из него получился милый пожилой наставник, влюблённый в свою ученицу и готовый ради неё на всё. К сожалению, внимание от него отвлекают другие претенденты на сердце главной героини, а жаль, ведь единственным, подлинно положительным героем, является именно он.

Принц де Монпансье (Грегуар Лепренс-Ренге) - Принцу не зря выпало счастье получить в жёны юную красавицу. Он действительно любил её, но, к сожалению, принцесса была для него слишком ветрена. По мне, роль сыграна очень неплохо, в течении всего фильма, герою действительно сопереживаешь, несмотря на его поступки.

Герцог де Гиз (Гаспар Улье) - В основном, главные героини всегда влюбляются «не в тех» и это как раз тот случай. Но с другой стороны не один фильм не может обойтись без так называемого обольстителя. Он обаятелен, привлекателен и страстен, но в то же время абсолютно непостоянен. Сам Гаспар действительно красив, да ещё и француз, но меня он не капли не зацепил.

Герцог Анжуйский (Рафаэль Персонас) - Похоже, я не единственная, кто заметил схожесть игры Рафаэля с игрой Джонни Деппа, а точнее, схожесть повадок герцога с повадками капитана Джека Воробья. Конечно, дело не только в повадках, а во внешности: усики, подведённые глаза и серьга. Никакой решающей роли в сюжете герой Персонаса не сыграл, но, безусловно, без него в фильме не было бы ничего... интригующего.

Р.S. Вообще, такая оценка предполагает нейтральную рецензию, но после просмотра картины у меня осталось какое-то приятное чувство удовлетворённости и это спасло кино в моих глазах.

История страстной и сильной женщины.

Историческое кино всегда манило и притягивало меня своим неповторимым шармом давно ушедших дней, той атмосферой прошлых лет, которая уже не доступна современному человеку. Есть в прошлых веках что-то такое, что уже кануло в Лету. Может это благородство, честь и те чувства, которые в наше время перестали цениться. Может это украденные у жизни мгновения тайных встреч, которые потеряли своё очарование в наше время. А может, благодаря нравам тех лет. Суровым, страшным, но в то же время таким притягательным. Ведь то, что неведомо, всегда интересно.

Французская история никогда не интересовала меня в такой же степени как история Англии. К чему лукавить, англичанам я всегда симпатизировала гораздо больше, чем французам. Да и французский язык для меня слишком приторный. Но, тем не менее, фильм «Принцесса де Монпансье» очень даже интересовал меня. История Европы - одна из великолепнейших вещей, которая доступна современному человеку. Смотря такие фильмы, ты как будто прикасаешься к тому, что ушло безвозвратно. И судьбы людей оживают на глазах зрителя.

Трейлер фильма отчётливо преподносил проект как историческую мелодраму. Но нет. Это драма. Конечно, без любовных терзаний этот фильм бы не был таким полным. Но они здесь занимаю не главенствующее место. Я не берусь судить о его исторической достоверности, ибо, как это принято в мире кинематографа, она была искажена и несколько романтизирована. Но это ни чуть не портит фильм.

Перед глазами зрителя предстаёт Франция XVI века. Страну разрывают религиозные войны. Католики против гугенотов. Впереди знаменитая и кровавая Варфоломеевская ночь. И на фоне таких исторических событий разворачивается драма одной женщины, ставшей пешкой в руках мужчин. Но женщины сильной духом, не боящейся рисковать и принимать решения.

Фильм «Принцесса де Монпансье» я бы назвала яркой демонстрацией тех нравов, что бесчинствовали в то время. Это был период, когда женщины были всего лишь вещью. Их чувства никого не волновали. Собственные отцы продавали своих дочерей замуж за богатых и влиятельных мужчин, чтобы породниться с тем или иным родом. А что творилось в душе той, кого выдавали, абсолютно никого не трогало. Живя в таком времени требовалось быть сильной, иначе невозможно было бы всё это вынести. Переходя от отца к мужу, женщина становилась послушной второму. И муж, как манипулятор, дёргал за ниточки, и жена выполняла все его желания. В похожей ситуации оказалась и Мари де Мерзьер.

Ей было запрещено любить и желать. Муж ревновал её ко всем. Один кокетливый взгляд брошенный Мари расценивался им как прямая и откровенная измена ему. Но она была натурой страстной, чувственной, умеющей любить. В её жизни была эта самая пресловутая любовь в обличье герцога де Гиза, который на самом деле тоже играл с ней, только куда более искусно. Может в какой-то момент времени этот любимец женщин действительно любил Мари. Но его любовь была слишком мимолётной. Единственным человеком, который был предан принцессе де Монпансье, был её друг и учитель граф де Шабанн. Человек потрясающего благородства, которое, наверное, и в те времена было редкостью, а в наши дни так вообще не встречается.

Актёры органичны в своих ролях. Мелани Тьерри достойно воплотила образ сильной, страстной Мари. Может, иногда ей не хватало достоверности эмоций на лице. Но, тем не менее, с ролью справилась она хорошо. Самый целостный и полный образ создал Ламбер Вильсон. Этот актёр сразу отличается от своих коллег тем актёрским опытом, умением изображать те или иные чувства и эмоции, который приходит только с годами практики. В его молчаливом благородстве выражается вся суть его героя, все переживания. Это действительно блестящая актёрская игра. Ну и обаятельный красавец Гаспар Улье. Он просто неповторим. Неповторим своим мужским шармом, лукавой улыбкой, умением играть. Смотря на него можно смело сказать, что это настоящий герцог де Гиз, что именно таким он и должен быть.

«Принцесса де Монпансье» Бертрана Тавернье - добротное, качественное кинополотно, ярко иллюстрирующее жизнь и нравы тех времён, показывая абсолютно бесправное положение женщин. Но сильные натуры во все времена, какими бы ужасными и шокирующими эти времена не были, никогда не сдавались и не ломались, принимали на себя удары судьбы и оставались неизменными себе.

Вы принесли в дар изумление юности, вашей и моей, так запоздало вернувшейся...

Фильм снят по новелле Мари Мадлен де Лафайет «Принцесса де Монпансье». Учитывая объем рассказа, можно с уверенностью сказать, что Бертран Тавернье смог прекрасно растянуть его на целый фильм, не рваным повествованием, и не высосанным из пальца, а равномерно и целостно. Я, как человек, читавший эту новеллу, могу сказать, что картина снята довольно близко к тексту, практически следуя сюжету, с небольшими дополнениями сценария. Но, исторической подлинности искать не стоит, так как это вольная зарисовка писательницы XVII века. Герои такие действительно были, да и хронология есть, но все остальное вымысел автора, так что не следует фильм ругать за неточности. Все события происходят на фоне раздираемой религиозными войнами Франции, что по-своему добавляет трагизма и остроты рассказу. Режиссер картины сделал повествование более приземленным, а характеры персонажей более реалистичными, так как новелла написала в несколько возвышенных тонах. Единственное, что персонаж Мари де Монпансье получился какой-то уж чересчур простой и плоский, в отличии от сдержанной, но живой героини. А также был несколько изменен финал. С технической точки зрения - фильм очень неплох. Нет обилия военных сцен, но присутствующие довольно эффекты и реалистичны. Великолепные панорамы французских равнин и лесов, манящих за собой в сказочную даль... И не обделены, также, изысканностью костюмы.

Подбор актеров мне понравился. Мужские персонажи вышли очень насыщенными и харизматичными, обладающие аристократическим лоском. Граф де Шабанн (Ламбер Вильсон) со своей дружеской, отеческой любовью, поддержкой и молчаливым обожанием, был противопоставлен остальным троим персонажам, как эталон истинных чувств. Рафаэль Персонас очень живо исполнил своего героя Генриха Анжуйского, подведенные глаза и серьга в ухе, лишь подчеркивали его харизму, наглость и власть. Все в его облике выдает в нем сильного мира сего - самоуверенность и во взгляде, и в модуляциях бархатистого голоса. Любовь стала для герцога лишь прихотью, капризом, но он не потерял, ни головы, ни совести, на тот момент, предпочтя отойти в сторону, что свидетельствовало о его уме. Он также не был лишен мстительности и злопамятности. Книжный Анжу обладал теми же качествами, но в итоге, чувства в нем проснулись настоящие, что стало поводом для серьезной вражды с Гизом. Гаспар Ульель в роли Гиза Меченого - сплошное очарование. Люблю этого актера, видела с ним не одну работу, и здесь он не оплошал. Он создал яркую, пленительную личность, изысканного, элегантного кавалера, мужчину, которого невозможно не любить. Для него любовь - это игра. Сначала юношеская влюбленность, потом игра воображения, подстегиваемая соперниками, позже самовнушение и цель. Опасность, преграды, противники и запреты - вот что нужно было Генриху де Гизу. Но, как заметил граф де Шабанн, наигравшись, он потерял интерес к объекту обожания. Не смотря на все, это мой любимый персонаж, и не только в этом повествовании. Гаспар сыграл великолепно, очень ярко и легко, ему идут исторические образы.

Грегуар Лепренс-Ренге - единственный мужчина не зацепивший меня. Его персонаж, в новелле Филипп де Монпансье - собственник, очень ревнивый и властный мужчина. Грегуар хорошо играл, но вспышки ярости хотелось бы видеть более насыщенными. Создалось впечатление, что актер не хотел делать своего персонажа «анти». В нем сквозила некая неуверенность. И совсем уж не понравилась Мелани Тьерри. Она была очень не органичной, плоской, пустой, оболочка, воздушный шарик, которые летит за тем, кто тянет его на ниточке. В книге, Мари подвержена нормам благопристойности, но изнутри ее разъедали чувства. У актрисы же было однотипное выражение лица, ни буйной радости, ни терзаний, ни страданий, ни сомнений - лист бумаги. И красотой она уж точно не блещет. Не верю, что за нее могут соперничать столько красивых, именитых мужчин, находящихся в окружении блистательных дам. Исходя из вышесказанного, мне понравилось изложение данной истории, несмотря на некоторые недоработки. Мужчины полностью вытянули фильм.

На границе Нормандии и Пикардии возвышается внушительный и меланхоличный замок, когда-то специально построенный для увеселения двора, а теперь скучающий под бременем прошлых лет.

Замок в О существует уже очень давно. Создателем первого малого форта явился викинг по прозвищу «Хожу пешком»: согласно легенде, даже когда он сидел на лошади, его ноги доставали до земли.

Роберт I нормандский,Красивый, шестой герцог Нормандии с 1027 в 1035.

Замок О расположен в Верхней Нормандии,коммуны Монтре,департамента Орн

Замок, О, был построен на земле, которая была колыбелью древней семьи норманнов, чей первый представитель известный как Роберт O, сопровождал герцога Нормандии Роберт I- Красивого, во время его паломничества в Святую Землю.
Замок построен на сваях, на острове в центре пруда.

Ренессансный портал

Корпус, прямоугольной формы, по бокам две башни, имеется внутренний двор с галереей на первом этаже, аркады имеют резные колонны. Фасад может датироваться Возрождением. Замок также включает в себя элементы эпохи Возрождения, и оранжерея, и церковь в xix -го столетия.Он окружен рвом с мостиками.

Викингу приглянулся этот край, и, по-видимому, его любовь передалась потомкам. Именно здесь Вильгельм Завоеватель, еще не будучи известен под таким именем, женится на Матильде Фландрийской. Поначалу она отказывалась выйти замуж за незаконнорожденного, но затем изменила решение и вскоре превратилась в нежную супругу. Празднества по случаю бракосочетания были, как говорят, радостными и впечатляющими.

Затем вотчина по очереди переходит к Люзинам, Бриеннам и к семье Артуа, и в 1471 году при помощи Людовика XI становится собственностью Жана (Иоганна) Бургунского, герцога де Невье. Во время войны с бургундцами под предводительством Карла Смелого (Смельчаками), опасаясь не дождаться поддержки Англии, король решил до основания разрушить замок О. Поэтому, попав во владение к очаровательной Катрин де Клев, после ее бракосочетания с герцогом де Порсеан, замок представлял собой очень скромное жилище...

Мадемуазель — титул старшей дочери брата французского короля. Молодой женщине он был вовсе не интересен до тех пор, пока она, сделавшись вдовой, не выходит вновь замуж за герцога де Гиза. Герцог де Гиз (Генрих "Меченый") был страстным любовником королевы Маргариты и кумиром парижан, основателем Священной Лиги, подстрекателем Варфоломеевской ночи и бунтовщиком.

Генрих (Анри) I Меченый Лотарингский

Гиз решает построить здесь современный замок в стиле эпохи (этот замок сохранился до наших дней — с тех пор изменили лишь одно крыло) по планам его братьев Леруа де Бове.

Но герцог не успел пожить в новом замке. Как раз во время празднования новоселья, 23 декабря 1588 года, король Генрих III, чтобы спасти королевство, оказавшееся под угрозой вторжения испанцев, спровоцированного Гизом, казнит его в замке Блуа. Впрочем, он хорошо понимает, что тем самым подписывает себе смертельный приговор, зная, что братья покойного не дадут ему спокойно жить.

Поль Деларош. «Убийство герцога де Гиза» (1834)

Смерть Гиза повергла в отчаяние Катрин де Клев, которая, несмотря на его постоянные измены, обожала мужа. Даже свою последнюю ночь он провел с красавицей — маркизой де Нуармутье, Шарлоттой де Сов. Знала ли Катрин о таком обстоятельстве? Может быть нет, тогда она, возможно, так бы не страдала 45 лет, полностью посвященных воспоминаниям о покойном. Катрин построила для него и себя великолепный склеп, где она, наконец, смогла вновь обрести своего возлюбленного в 1633 году.

Склеп Екатерины и Генриха

В 1660 году замок заявлен на продажу. Его покупает Мадемуазель или, точнее, Великая Мадемуазель, которая во время Фронды осмелилась направить пушки Бастилии на войска кузена, молодого короля Людовика XIV. За свою ошибку ей придется расплачиваться еще долгие годы, и именно из-за этого она не станет королевой Франции, потому что Людовик XIV так и не смог простить ей подобную выходку.

В 1660 году Мадемуазель — Анна-Мария Орлеанская, герцогиня де Монпансье и принцесса Домбская скучает, не зная чем себя занять, как распорядиться деньгами. Людовик XIV женится на инфанте Марии-Терезе, а она покупает О и все лето 1661 года ведет работы по реконструкции интерьера, а также облагораживанию садов. Ансамбль действительно роскошен и достоин Короля-Солнца, кому кающаяся кузина посвящает внутреннее убранство. А Мадемуазель в свои 37 лет еще очень хороша, прекрасно сложена, привлекательна.

Несколько лет спустя она безумно влюбилась в самого соблазнительного мужчину при дворе: любезного, остроумного, дерзкого и невыносимого Антуана Номпара де Комон, маркиза де Пюйгилем, графа де Лозен.

Антуан Номпар де Комон, герцог де Лозен, маркиз де Пюйгилем.

29 июля 1669 года Мадемуазель присутствует на торжественном чествовании человека, сводящего с ума всех женщин вокруг. С этого момента Мадемуазель заболевает и не вылечится уже никогда. Лозен, конечно, слишком хитер, чтобы не догадаться о внушаемом им чувстве, и вскоре его план готов: если ему удастся жениться на двоюродной сестре короля, кроме того являющейся самой богатой женщиной Франции, то он достигнет головокружительных высот.

У него мало шансов на неудачу: Людовик XIV после долгих объяснений, наконец, уступает увещеванию кузины. Лозен уже почти стал герцогом де Монпансье, когда король, по настоянию госпожи де Монтеспан и Лувуа, аннулирует разрешение. Лозен — всего лишь Лозен, Лозеном и останется.

Естественно, честолюбец в гневе и, не осмеливаясь вредить королю, берется за фаворитку. Когда Людовик XIV узнает, что Лозен является ко двору и разгуливает по городу с любовницей, имеющей вид проститутки, он приказывает наказать наглеца, отправив его в крепость Пинероль в Пьемонте, где уже много лет умирает со скуки суперинтендант Фуке.

Лозен пробудет там 10 лет. 10 лет тревоги и отчаяния для Мадемуазель, часто проливающей слезы в О, где она мечтала провести медовый месяц. Может быть, Лозену суждено было бы остаться навсегда в Пинероле, если бы госпожу де Монпасье не осенила замечательная идея: усыновить молодого герцога дю Мен, старшего из детей госпожи де Монтеспан и короля.

Таким образом, как она думала, можно убить сразу двух зайцев: не только почти по-королевски обеспечить своего ребенка, но и доставить удовольствие королю, предпочитающему теперь госпожу де Ментенон, которая тоже обожает маленького герцога дю Мен.

Бедная женщина так жаждет вновь обрести возлюбленного, что подписывает дарственную на часть своего состояния. И освобожденный Лозен возвращается…

Увы! Когда-то веселый и обаятельный человек превратился в седого и беззубого старика, озлобленного пленом. Его юмор, часто бывший жестоким и раньше, теперь становится откровенно злым. К тому же, после десяти лет воздержания, он еще больше бегает за юбками. Но… по-прежнему влюбленная Мадемуазель не видит происшедших в нем перемен. А сразу же по его возвращении тайно выходит за него замуж и, наконец, приводит в О.

Очень скоро она начинает сожалеть о своем безумстве, понимая, что связала жизнь с самым ужасным грубияном, какого когда-либо видела земля. Но, увы, слишком поздно! В О Лозен не перестает упрекать, все критикуя: обстановку, сады, превосходящие по красоте даже Версальский парк, обслуживание и, естественно, больше всего — свою супругу. Через три недели он уезжает в Париж к любовницам. Мадемуазель остается одна.

К сожалению, она решает следовать за ним и, наконец, настигает Лозена в его дворце в Люксембурге, ведя себя подобно самой слепой и глупой женщине, какой вовсе не была.

Устав от постоянных оскорблений, Мадемуазель, наконец, принимает решение отправиться в О, оставив Лозена в Париже. Во время одной из редких встреч, когда тот посмел обращаться с ней как с прислугой, она сказала ему: «Никогда больше не попадайтесь мне на глаза. Вы настоящий мерзавец».

Потомки госпожи де Монтеспан не изъявляли желания поселиться в О. Ее внук, граф д"О, отбывал здесь ссылку после заговора Селамара. Герцог де Пентьевр, наследник этого кузена, наведывался сюда раз в год. А с началом революции в этом знатном поместье поселилась тишина.

Во времена Империи сенат Руана, посчитав, что содержать замок довольно обременительно, частично его разрушил. В эпоху Реставрации вдовствующая герцогиня Орлеанская, дочь де Пентьевра, сделала попытку восстановить разрушенное. И только будущий король Луи-Филипп вернул замок к жизни. Очень полюбив О, он проводит здесь все свои каникулы.

За три года до сошествия с трона он принимал там королеву Викторию, оставившую прелестное описание: «Я пишу Вам из очаровательного местечка, — доверительно сообщает она бельгийскому королю Леопольду I, своему дяде, зятю Луи-Филиппа, — где я живу среди приятного и замечательного семейства, в котором чувствую себя поистине, как дома. Прием уважаемой королевской четы полон доброты».

Памятник Мадам в Люксембурге

Принцесса Монпансье

La Princesse de Montpensier

Микропересказ: 1562 г., Францией управляет Карл IX, в стране бушуют религиозные войны… Мари де Мезьер, одна из самых богатых наследниц королевства, любит молодого герцога де Гиза, позже получившего прозвище «Меченый», и он, как ей кажется, разделяет ее чувство. Однако отец девушки, маркиз де Мезьер, стремится возвысить свою семью, и отдает дочь замуж за принца Монпансье, которого она даже не знает. Карл IX вызывает принца присоединиться к нему в борьбе с протестантами...

Действие повести происходит во Франции в конце Религиозных войн, перед печально известной Варфоломеевской ночью.

Мари де Мезьер, потомок древнего рода французских королей, одна из богатейших наследниц Франции, влюблена в молодого герцога де Гиза. Родители против их отношений, они обещали девушку младшему брату де Гиза - герцогу де Майенну. Мари полагает, что Генрх Гиз её тоже любит.

Вскоре отец Мари меняет своё решение и отдаёт дочь замуж за никому неизвестного принца де Монпансье. После свадьбы король Карл XI призывает принца на военную службу. Во Франции идёт кровопролитная гражданская война между католиками, сторонниками короля, и восставшими гугенотами. В дороге Монпансье встречает своего старого друга и учителя графа Шабанна, который устал от кровавой резни и дезертировал из королевской армии. Теперь его преследуют, угрожая смертью, и гугеноты, которых он раньше убивал, и королевские войска.

Монпансье отправляет друга в свой замок Шампини. чтобы тот защитил его молодую жену. Прибыв в замок, Шабан влюбляется в молодую женщину, но та остаётся к нему равнодушной, несмотря на разницу в возрасте и положении они становятся друзьями.

После двухлетнего отсутствия Монпансье возвращается в замок, но как только война снова разгорается, уезжает в Париж. Его сопровождает Шабанн, который смог реабилитироваться в глазах королевы Екатерины Медичи.

Во время боевых действий храбро проявили себя брат короля герцог Анжуйский и де Гиз. Во время очередной инспекции герцог случайно встречает де Гиза, и они отправляются в замок Монпансье. Герцог Анжуйский также покорён красотой Мари и начинает ухаживать за ней в присутствии мужа. Получается своеобразный многоугольник: принцесса, за которой постоянно наблюдает муж; герцог Анжуйский, ухаживающий за ней; герцог де Гиз, которому нравится принцесса; муж и граф Шабанн, который влюблён в принцессу.

Лояльность Шабанна к принцессе Монпансье доходит до того, что он помогает герцогу де Гизу скрыться, когда на пороге появляется муж. Монпасье считает графа любовником своей жены, но тот это отрицает. И только обморок девушки спасет Шабанна от кровавой расправы со стороны мужа. Граф скрывается, вступает в королевскую армию и погибает во время столкновений под Парижем. Абсолютно случайно Монпансье находит труп своего бывшего друга на поле битвы.

Принцесса тем временем ждёт писем или известий от своего любовника де Гиза, у которого уже новая возлюбленная. Узнав об этом, девушка погружается в депрессию, заболевает и вскоре умирает.