Результаты выборов, определяющие победителей и побежден­ных, во многом зависят от типа избирательной системы. Сущест­вуют два ее основных типа: мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе от каждого избирательного ок­руга избирается один депутат. Победителем на выборах счита­ется кандидат, набравший наибольшее число голосов. Если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кан­дидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% го­лосов. Показательно, что не раз консервативная партия Велико­британии одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, поскольку остальной электорат делился между лейбористской партией и либерал-социал-демократическим аль­янсом. Почти во всех англоязычных странах в соответствии с господствовавшей там мажоритарной системой депутаты в за­конодательные собрания избирались от округов - по одному от каждого. Чтобы одержать победу, партия должна завоевать в ок­руге большинство голосов. Меньшинство оказывается непредставленным в законодательном собрании.

При мажоритарной системе большинство, полученное побе­дившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и отно­сительное. В первом случае победителем считается кандидат, за­воевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, когда ни один из кандидатов не по­лучает требуемого числа голосов, назначается второй тур выбо­ров, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре побе­дителем выходит уже кандидат, набравший относительное боль­шинство голосов, т.е., получавший больше голосов, чем все ос­тальные кандидаты каждый в отдельности.

Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Фран­ции, Японии.

Многие континентально-европейские страны практикуют пропорциональную систему, в соответствии с которой от каждо­го округа избирается несколько кандидатов, число которых рас­пределяется пропорционально количеству завоеванных партия­ми голосов. Здесь создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы включить, скажем, пять представителей и разде­лить их между партиями пропорционально завоеванным ими го­лосам. Если, например, одна партия получает около 40% всех голосов, она соответственно получает 40% из 5 мест, т.е. 2. Ес­ли три другие партии получают от 16 до 24% голосов каждая, им предоставляется по одному месту. Однако если бы такой большой дистрикт был бы расчленен на 5 маленьких дистриктов, имеющих по одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая 40% голосов всех избирателей, т.е. большинство (при условии, что если бы ее сила распределялась примерно равномер­но по первоначальному большому дистрикту). Другими словами, пропорциональная система представительства склонна предо­ставлять сравнительно мелким партиям место в законодательном собрании.

Перспектива завоевания своей доли участия во власти, хотя и малой, поощряет партии меньшинств и способствует сохране­нию многопартийной системы. В Америке, если кандидат не за­воевывает большинство, то он не получает ничего. Американская система выборщиков построена так, что кандидат получает или все, или ничего. В каждом штате кандидат, набравший 51% го­лосов избирателей, получает все 100% голосов выборщиков. Господство мажоритарной системы предполагает, что для полу­чения голосов выборщиков третьи партии должны завоевать не просто определенное количество голосов по всей стране, а геогра­фически концентрированную в каком-либо округе поддержку боль­шинства избирателей. А это означает, что если третья партия и одер­жит победу в том или ином округе, или даже штате, она все же останется местным явлением.

В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорци­ональная система. Так, в ФРГ одна половина состава бундеста­га избирается на основ мажоритарной системы в один тур, а дру­гая - на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсо­лютного большинства, а сенат - на системе пропорционально­го представительства. При этом отмечено, что мажоритарная си­стема в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, многопартийности, а ма­жоритарная в два тура - объединению партий в коалиции.

КРИТЕРИЙ СРАВНЕНИЯ

... ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Деление страны на избирательные округа

Страна делится на избирательные округа

Как определяется победивший

Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПРИЗНАКИ

...

От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов

Пропорциональная

Места в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) выборы депутатов

2) избирательное право

3) списки политических партий

4) тайное голосование

5) избирательная кампания

4. Ниже приведён перечень положений. Все они, за исключением двух, характеризуют мажоритарную избирательную систему.

1) формирование единого национального избирательного округа

2) побеждает кандидат, получивший большинство голосов

3) возможен второй тур голосования для определения победителя

4) формируются одномандатные округа

6) возможно самовыдвижение кандидатов

Найдите два положения, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

5. Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) государство делится на избирательные округа

3) государство представляет собой единый избирательный округ

6) победившим считается кандидат, набравший большинство голосов

6. В стране Z правительство формируется блоком партий, победивших на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) Голосование проводится по спискам политических партий.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.

7. Любой гражданин государства Z, достигший совершеннолетнего возраста, имеет право участвовать в выборах президента страны и быть избранным в органы государственной власти. Выборы проводятся на альтернативной основе.

Найдите в приведённом ниже списке принципы избирательного права страны Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принцип равенства

2) многоступенчатость выборов

3) принцип всеобщности

6) обязательность имущественного ценза

8. В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы был осуществлён переход от мажоритарной избирательной системы к пропорциональной избирательной системе выборов в парламент. Какие изменения произошли в избирательной системе государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) предоставление права голоса гражданам старше 18 лет, независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода и пр.

3) создание единого национального избирательного округа

5) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов

6) преодоление партией пятипроцентного избирательного порога (барьера)

9. Выберите верные суждения об отличительных чертах пропорциональной избирательной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Добровольность участия в выборах.

3) Победившим считается депутат, набравший большинство голосов.

4) Распределение мандатов между партиями в соответствии с числом поданных голосов.

5) Установление заградительного порога.

10. Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты.

3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии.

4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей.

5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

11. Выберите верные суждения о мажоритарной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа.

2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте.

12. Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.

В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.

Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.

Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.

1) мажоритарная

2) пропорциональная

A

13. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

А) существование общенационального избирательного округа

Б) применение системы абсолютного большинства

В) ввыдвижение кандидатов только от политических партий

Г) возможность проведения второго тура голосования

1) пропорциональная

2) мажоритарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

14. Гражданка России Д. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с ее документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в приведенном списке возможные причины отказа.

1) гражданке Д. недавно исполнилось 30 лет

2) гражданка Д. не является гражданкой РФ по рождению

3) гражданка Д. является атеисткой

4) гражданка Д. на территории РФ постоянно проживает 3 года

5) гражданка Д. не имеет высшего образования

15. В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов

2) оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов

4) в предвыборный период создаются межпартийные коалиции

6) устанавливается наименьшее число голосов для избрания

16. В выборах в законодательный орган власти приняли участие 60% граждан, имеющих право голоса. Выборы проходили по пропорциональной системе. Найдите в приведенном списке черты этой избирательной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) мандат получает тот, кто набирает абсолютное большинство голосов

3) сохраняется непосредственная связь депутата с избирателями

4) мандаты распределяются между участниками в соответствии с количеством отданных за них голосов

5) существует 5%-й барьер для прохождения в законодательный орган власти

18. С1 Используя авторский текст, приведите точку зрения, объясняющую невысокую активность избирателей. Приведите два аргумента объясняющие, почему лучше образованные граждане не используют свое право голосовать так же, как и менее образованные?

С2 Приведите аргумент автора, доказывающий, почему невысокая активность избирателей является признаком «политики счастья»? Каково отношение к этой точке зрения автора текста?

С3 Приведите авторскую точку зрения на проблему безразличия людей к выборам. В чём автор текста видит главную причину неучастия в них? Используя обществоведческие знания, приведите одну причину спада избирательной активности населения.

С4 Выскажите и аргументируйте свою позицию по поводу актуальности проблемы безразличия людей к выборам применительно к поведению российских избирателей? Опираясь на обществоведческие знания, назовите одно последствие пассивности части граждан и предложите один способ повышения активности населения на выборах.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют своё право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе - ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

Некоторые авторы доказывают, что невысокая активность избирателей - это признак «политики счастья»: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел. Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, - даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но приятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

М. Паренти

19. С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структурных компонентах избирательной системы, и одно предложение о типах избирательных систем.

1. В правом столбце таблицы указаны характеристики мажоритарной избирательной системы.

2. Есть следующие типы избирательной системы:

пропорциональная

мажоритарная (именно о ней идет речь)

смешанная (совмещающая оба типа)

3. Обобщающий термин: избирательное право

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) (в объективном смысле) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов, т. е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права; 2) (в субъективном смысле) право гражданина избирать и избираться (различаются соответственно активное избирательное право и пассивное избирательное право); одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.

Ответ: 2

4. Признаки мажоритарной избирательной системы: формирование территориальных одномандатных округов;

победителем признается кандидат набравший наибольшее количество голосов;

возможен второй тур голосования;

возможно самовыдвижение кандидатов.

Формирование единого национального избирательного округа и голосование по спискам политических партий - это признаки пропорциональной избирательной системы.

5. Мажоритарная избирательная система - система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

Государство делится на избирательные округа;

избиратели голосуют за личность кандидата

победитель - набравший большинство голосов.

Но: выборы президента РФ проходят по мажоритарной системе, государство в этом случае представляет собой единый государственный округ. Однако в целом это мажоритарную систему не характеризует.

Позиции 3, 4 - относятся к пропорциональной системе.

6. Типы избирательных систем:

1. Мажоритарная.

абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.

относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.

2. Пропорциональная.

Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в Г. Д. 7 % барьер.

Согласно условиям задания к пропорциональной системе относятся 1, 5, 6.

Ответ: 156.

7. Единственно возможным правильным ответом является 1, 3, 5.

Ответ: 135.

8. Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Единственно возможным правильным ответом является 3, 4, 6.

Ответ: 346.

9. 1) Добровольность участия в выборах - нет, неверно, это при любой системе.

2) Организация голосования по партийным спискам - да, верно.

3) Победившим считается депутат, набравший большинство голосов - нет, неверно, это мажоритарная.

4) Распределение мандатов между партиями в соответствии с числом поданных голосов - да, верно.

5) Установление заградительного порога - да, верно.

Ответ: 2, 4, 5.

10. 1) Избиратели голосуют по партийным спискам - да, верно.

2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты - нет, неверно, это мажоритарная.

3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии - нет, неверно, это мажоритарная.

4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей - нет, неверно, это мажоритарная.

5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах - да, верно.

Ответ: 1, 5.

11. 1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа - да, верно.

2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения - нет, неверно, это пропорциональная.

3) Избиратели голосуют за конкретных кандидатов - да, верно.

4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей - да, верно.

5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте - нет, неверно, это пропорциональная.

Ответ: 1, 3, 4.

12. Мажоритарная система - это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

пропорциональная система - это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

13. А) существование общенационального избирательного округа - пропорциональная;

Б) применение системы абсолютного большинства - мажоритарная;

В) выдвижение кандидатов только от политических партий - пропорциональная;

Г) возможность проведения второго тура голосования - мажоритарная;

14. 1 - на пост Президента РФ можно балатироваться только с 35 лет.

4 - человек, баллотирующийся на пост Президента РФ должен проживать в РФ не менее 10 лет.

15. Пропорциональная система - порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. При П. и. с. создается единый общенациональный избирательный округ, в котором каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Кроме того, устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.

Ответ: 1, 3, 6.

2) мандат получает тот, кто набирает абсолютное большинство голосов - нет, неверно, это мажоритарная.

3) сохраняется непосредственная связь депутата с избирателями - нет, неверно, это мажоритарная.

4) мандаты распределяются между участниками в соответствии с количеством отданных за них голосов - да, верно.

5) существует 5%-й барьер для прохождения в законодательный орган власти - да, верно.

Ответ: 1, 4, 5.

17. В стране Ъ проходят очередные парламентские выборы. Какие признаки позволяют говорить о том, что в стране Ъ мажоритарная избирательная система? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правом выдвижения кандидатов наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, так и политические партии, религиозное объединение.

2) Для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

3) Существует общенациональный избирательный округ.

4) Каждый избиратель обладает одним голосом на выборах.

5) Избиратели обладают правом отзыва депутатов парламента.

18. С1 1) точка зрения, объясняющая невысокую активность избирателей: не используют своё право голоса менее образованные и социально активные слои населения;

2) два аргумента:

образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям,

менее образованные легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляет угрозу демократической системе.

С2 1) аргумент автора: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел;

2) отношение автора текста: многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования.

2) причина: неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но приятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни;

3) собственный пример:

переход от мажоритарной системы к смешанной,

административное воздействие власти на избирателей,

усталость избирателя от выборов,

недовольство властью,

протест против «грязных» (или даже любых) избирательных технологий,

недостаточная информированность граждан о выборах и кандидатах,

неудачно выбранный день голосования (например, совпадение с религиозным праздником),

погодные условия,

снятие с выборов популярных кандидатов или партий

С4 Пример для положительной позиции.

1) позиция: да, авторское суждение актуально и для российских избирателей;

2) аргументация положительной позиции: в первой половине 2000-х годов была заметна тенденция к снижению явки, во второй половине 2000-х годов показатели явки в основном повышались, но в настоящее время вновь проявляется тенденция к её снижению в зависимости от разных видов выборов, от уровня урбанизации регионов (в сельских районах явка выше чем в городах).

аргументация отрицательной позиции выпускника: для российских избирателей проблема безразличия людей к выборам (абсентеизм) не актуальна. Поколения людей среднего и старшего возраста, воспитывавшихся в советское время, считают своим гражданским долгом явиться на избирательный участок для голосования;

3) последствие:

уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах (абсентеизм);

рост оппозиционных настроений в обществе;

нарастание социальной напряжённости.

4) способы повышения активности избирателей:

расширение (или улучшение) информирования избирателей;

повышение значимости избираемого органа, кандидата в глазах избирателей.

19. 1) смысл понятия, например: порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структурных компонентах избирательной системы, например: избирательная система включает два взаимосвязанных компонента: избирательное право и избирательный процесс. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о структурных компонентах избирательной системы).

3) одно предложение о типах избирательных систем, составленное с опорой на знания курса, например: представительная демократия выработала два основных типа формирования органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о типах избирательных систем).

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Пропорциональная система.

Смешанные системы.

Теперь рассмотрим термин «избирательная система» в узком смысле. Это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов существует несколько и, что важно, применение каждого из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

17 ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В науке конституционного права и избирательной практике различают следующие способы определения результатов выборов:

    мажоритарную систему;

    пропорциональную систему;

    смешанную систему.

Наиболее распространенным способом определения результатов выборов является мажоритарная система . Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов, а все остальные партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов - относительного, абсолютного или квалифицированного.

17 а

Мажоритарная система

Мажоритарная система является наиболее распространенным способом определения результатов выборов . Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов.

В свою очередь мажоритарная система подразделяется на следующие виды:

17 б

Виды мажоритарной системы

    мажоритарная система относительного большинства;

    мажоритарная система абсолютного большинства;

    мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников (например, из 100 тыс. избирателей за первого кандидата проголосовало 40 тыс., за второго – 35, за третьего – 25).Избранным считается тот, кто набрал наибольшее количество голосов.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т. е. более половины (50% + 1). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. И если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Вместе с тем эта система обладает двумя недостатками: во-первых, эта система выгодна лишь крупным партиям; во-вторых, она зачастую не результативна (если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат, останется нерешенным и используется метод перебаллотировки, который означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное или простое большинство голосов.

В соответствии с избирательным законодательством Республики Беларусь:

    выборы депутатов Палаты представителей считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины (50% + 1 человек) избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право на участие в выборах (ст. 82 ИК, часть 3). Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат, получивший более половины (50% + 1 голос) голосов избирателей.

    выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины (50% + 1 человек) включенных в списки избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины (50% + 1 голос) принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

    Заседание депутатов местных Советов базового территориального уровня считается правомочными, если в нем приняли участие более половины (50% + 1 депутат) от общего числа депутатов, избранных в местные советы депутатов базового территориального уровня области (ст. 101 ИК).

    Избранным членом Совета Республики Национального собрания республики Беларусь считается кандидат, получивший по результатам голосования более половины голосов (ст. 106 ИК).

Согласно мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное (т. е. установленное законом) большинство голосов. Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного большинства. На практике эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная система является наиболее демократичным способом определения результатов выборов. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах.

18 МЕТОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КВОТЫ

Пример: в округе 5 мандатов.

Количество избирателей – 120 тыс.

Участвуют в избирательном процессе представители 20 партий.

Минимум для получения депутатского мандата (100.000: 5 мандатов) 20 тысяч голосов.

Для пропорционального распределения мандатов используется метод избирательной квоты и метод делителей. Квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Она может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Этот способ был предложен в 1855 г. английским ученым Т. Хэром. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. По этой системе избираются парламенты Австрии, Великобритании, Швеции, Швейцарии.

Пропорциональная система может применяться наряду с мажоритарными системами. В таких случаях она называется смешанной. Например, половина народных депутатов Украины (225) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина (тоже 225) - по пропорциональной. Такая же практика существует и в Российской Федерации. Половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной системе.

Если сравнивать все вышеназванные системы, то можно сделать вывод, что в целом пропорциональная система дает относительно объективное соотношение раскладки политических сил в стране.

Для того, чтобы понять, как избирательная система влияет на результаты выборов, приведем такой пример. Возьмем 2 избирательных округа, в одном из которых, согласно установлению государственных органов, 10 тыс. избирателей, а в другом 12 тыс. Данное обстоятельство означает, что голос избирателя в первом округе имеет больший вес, чем во втором, поскольку неравное количество избирателей выбирает равное количество депутатов. Далее предположим, что в первом округе по мажоритарной системе относительного большинства избирается один депутат и выставлено три кандидата, один из которых получил 4 тыс. голосов, а два других - по 3 тыс. Таким образом, победивший депутат избирается вопреки воле большинства избирателей (6 тыс. человек голосует против него). Однако дело не только в этом. Ведь 6 тыс. голосов не оказывают никакого влияния на распределение мест в выборном органе. Если применить в другом округе мажоритарную систему абсолютного большинства, то кандидат может быть избран в первом туре, получив не просто больше голосов, чем другие кандидаты, но как минимум 50% голосов +1. Однако и в таком случае может пропасть почти 50% голосов. Более того, если никто из кандидатов не избран в первом туре, перебаллотировка во втором туре происходит на основании системы относительного большинства во всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

Таким образом, мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников.

При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система относительного большинства всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Однако такая система лишает представительства политические партии малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил. Приведем такой пример. В трех избирательных округах, каждый по 10 тыс. избирателей, баллотируются по 3 кандидата от партий А, Б, В. В первом из округов победу одержал кандидат партии А. При этом голоса распределились так: А - 9 тыс.; Б - 100; В - 900. Однако во втором и третьем округах победил кандидат партии Б. В каждом из этих округов он получил 3,5 тыс. голосов. В результате применения мажоритарной системы относительного большинства партия А, собрав в трех округах 15,5 тыс. голосов, провела лишь одного кандидата, партия Б, собрав 7,1 тыс. голосов, получила два депутатских мандата, а партия В, получив 7,4 тыс. голосов, представительства в парламенте вообще не имеет.

При такой несправедливости эта система имеет своих сторонников, так как обычно обеспечивает партии - победителю значительное большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных формах правления сформировать устойчивое правительство. Такая система имеет место в Великобритании, США, Индии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т. е. более половины (50% + 1). К примеру, в избирательном округе на выборах в парламент баллотируются 4 кандидата (А, В, С, Д). 10.000 поданных за них голосов распределились так: А - 1.700 голосов, В - 5.900, С - 2.000, Д - 400 голосов. Следовательно, избранным будет кандидат В, набравший 5.900 голосов, т. е. абсолютное большинство.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Эта система обладает двумя недостатками: во-первых, голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; во-вторых, эта система выгодна лишь крупным партиям; в-третьих, она зачастую не результативна (если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат, останется нерешенным). Для того, чтобы сделать систему более результативной, используется метод перебаллотировки. Это означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное большинство голосов. Однако, например, во Франции результаты выборов во втором туре определяются по мажоритарной системе относительного большинства.

Мажоритарная система квалифицированного большинства. Согласно этой системе избранным считается кандидат, получивший квалифицированное (т. е. установленное законом) большинство голосов. Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного большинства. Эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства.

Наиболее демократичным способом определения результатов выборов является пропорциональная система , при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако этот факт может негативно отразиться на формировании правительства в парламентских республиках при условии, что ни одна партия не имеет абсолютного большинства в парламенте. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Для пропорционального распределения мандатов часто используется метод избирательной квоты и метод делителей 1 . Квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Квота может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Определение квоты в ряде случаев состоит в сложных математических расчетах. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Этот способ был предложен в 1855 г. английским ученым Т. Хэром. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. Парламенты Австрии, Великобритании, Швеции, Швейцарии избираются по этой системе.

Пропорциональная система представительства может применяться наряду с мажоритарными системами. Например, половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной.

В целом можно отметить, что пропорциональная система дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил.

Понятие избирательной системы. Типология избирательных систем

Избирательная система – особый политический институт, связанный с

Организацией выборов политических деятелей,

Распределением мандатов между партиями

Избирательная система включает следующие компоненты:

1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов

В узком смысле: политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное)

2) избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

Подготовительная стадия (назначение даты выборов,регистрация и учёт избирателей)

Выдвижение и регистрация кандидатов

Предвыборная агитация и финансирование выборов

3) процедура отзыва депутатов

4) принципы демократическог избирательного права

Выборы ПРЯМЫЕ, СВОБОДНЫЕ, СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ,ГЛАСНЫЕ, ПЕРИОДИЧНЫЕ

Типы избирательныхя систем

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь развития. В итоге почти трёхвекового развития выработались две основные формы участия граждан в формировании органов гос. власти и местного самоуправления: мажоритарная и пропорциональная. На основе их в современных условиях применяются и смешанные формы.

Рассматривая данные системы, необходимо обратить особое внимание на то, что они отличаются не столько формальными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite – «большинство»)

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, т. е. победившим считается тот кандидат, который получил установленное большинство голосов избирателей.

это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

В мажоритарной системе выделяются также такие её разновидности:

1) система относительного большинства , предполагающая, что для победы на выборах кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любому из его соперников. Эта система не устанавливает минимальный порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися;

2) система абсолютного большинства , предполагающая, что для победы на выборах кандидату необходимо получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс 1 голос). Но в этой системе устанавливается нижний порог явки избирателей (половина избирательного корпуса или менее).



Достоинства:

Могут участвовать незави­симые кандидаты.

Возникает личностная связь кандидата избирателями.

Отсутствует ярко выражен­ное давление партийных инте­ресов.

Устанавливается прямая от­ветственность избранного де­путата со своими избирателя­ми и населением округа.

Обеспечивает партии-побе­дителю значительное боль­шинство в парламенте, позво­ляющее при парламентарных и смешанных формах правле­ния формировать устойчивое правительство

Недостатки:

Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах.

Может искажаться реальная картина соотношения сил и поли­тической структуре общества.

Создается почва для непредсказуемости действий депутатов.

Имеет место частая не результативность выборов, которая приво­дит либо к повторному, либо аль­тернативному голосованию.

Практически исключает возможности победы на выборах мел ких партий